В основном речь шла о проблемах Нижней Волги, водные ресурсы которой формируются за ее пределами и зависят от работы Волжско-Камского каскада гидросооружений. В системе сбросов заложен давний конфликт энергетиков и представителей рыбного хозяйства. По оценкам экспертов, экологическая составляющая пропуска паводковых вод обеспечивается лишь на 30 процентов.
Последние два года притупили проблему маловодья и высыхания Волго-Ахтубинской поймы, уникального для степной зоны природного образования. Экосистема междуречья раскинулась в Волгоградской и Астраханской областях. И если ближе к дельте Волги водообмен функционирует нормально, то в верховьях воды явно не хватает. Например, уже пару лет обсуждается идея строительства дополнительного канала в обход плотины ГЭС, по которому влага поступала бы в пойменные протоки. Цена вопроса (на 2015 год) - около 3,5 миллиарда рублей. Сумма финансирования краткосрочных мероприятий для сохранения поймы в 2018 - 2020 годах уже подсчитана - 1,09 миллиарда рублей.
- В 2011 году Волго-Ахтубинская пойма получила международный статус биосферного резервата, - говорит директор одноименного природного парка Наталия Лопанцева. - Из 55 видов птиц, обитающих в Волгоградской области, 38 живут в пойме. Большинство мест нереста находится там же. Если восстановить нерестилища, это будет шагом к возвращению на Волгу ценной рыбы.
Но тут надо выполнить ряд условий. Для вывода мальков рыба выбирает спокойные места. Поэтому вблизи не должно быть дноуглубительных работ, а судоходные маршруты следует перенести дальше. Никаких стоков и вырубки леса. При этом большинству речушек расчистка как раз таки нужна, иначе вода не пройдет дальше и внутренние водоемы постепенно пересохнут. Реабилитация одного километра русла стоит 10 миллионов рублей. Деньги регион получает в рамках федеральной целевой программы. Но средств требуется гораздо больше. Перспективным было бы заключение концессий. Но как привлечь к этой работе инвестора?
- Донный грунт пригоден для строительных работ, иловые отложения можно использовать на полях. Но оборот этих ресурсов ограничен законом "О недрах", - отметил председатель комитета природных ресурсов Волгоградской области Виталий Сазонов. - Грунт оценивается как полезное ископаемое. Хотя цель дноуглубительных работ другая. Нужно освободить инвестора от необходимости получать лицензию на этот вид деятельности, иначе сфера водных отношений останется малопривлекательной.
И здесь предстоит поработать законодателям. Положительные примеры есть: в морской среде концессионерам уже разрешили использовать грунт. Теперь на федеральном уровне нужно принять аналогичное решение относительно рек.
Сергей Коскин, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов:
- Мы с Волгоградской областью работаем вполне конструктивно. Рассчитываем, что уже в ближайшее время Волге будет лучше, чем сейчас. Ключевое направление - это сокращение сброса сточных вод. Есть разные механизмы работы и разные инструменты финансовой поддержки. Главное, нам необходимо восстановить биологические ресурсы этой экосистемы.
Анатолий Хлуднев, руководитель дирекции по обеспечению функционирования северных особо охраняемых природных территорий Астраханской области:
- В 2013 году по примеру Волгоградской области у нас создали природный парк "Волго-Ахтубинское междуречье". Это необходимая мера для сохранения ресурсов и их развития. К нам едет очень много отдыхающих. И мы поставили целью сократить "дикий" туризм, от которого остается много мусора. За четыре года удалось уменьшить неорганизованный поток на 60 процентов. Ушли, в первую очередь, те, кто хочет ловить больше рыбы, чем разрешено по квотам.
Константин Батыров, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии:
- На нашей территории всего восемь километров Волго-Ахтубинской поймы, но там действует три базы отдыха и несколько животноводческих стоянок. Нам бы хотелось объединить усилия регионов, чтобы пойме придали статус федеральной особо охраняемой природной территории.