На счету этих, по-современному говоря, спецназовцев самые главные подвиги в борьбе чехов против фашистской оккупации. Их готовили в Великобритании и затем самолетами забрасывали на территорию протектората Богемии и Моравии. Именно одна из таких групп в мае 1942 года совершила в Праге покушение на гитлеровского наместника Гейдриха - он стал самой важной персоной из окружения фюрера, которую настигла гибель от рук борцов Сопротивления.
Черед Ярослава Клемеша наступил позже: его парашют раскрылся над лесами Чешско-Моравской возвышенности в начале 45-го. Удачно приземлившись на родной земле, десантник тут же приступил к делу. Его задачей было с помощью радиомаяка наводить самолеты союзников на конкретные цели, а также обеспечивать доставку по воздуху военных грузов, необходимых для ведения партизанской войны.
Затем Клемеш перебрался в Прагу, где вплоть до освобождения отвечал за радиосвязь групп Сопротивления с Лондоном. Сразу после окончания войны его заслуги были оценены Чехословацким военным крестом.
Однако с наступлением коммунистического режима недавний герой, как, впрочем, и все другие парашютисты, проходившие подготовку в Британии, был осужден за попытку "антигосударственного заговора" и провел два года в тюрьме. Реабилитировали его дважды: в 68-м, когда пришла "пражская весна", и в 90-м, сразу после "бархатной революции". Именно тогда на ветерана обрушился дождь наград и званий: медали, ордена, генеральские погоны. Президент Чехии Милош Земан недавно вручил 95-летнему воину высшую государственную награду - орден Белого льва.