Мне дважды довелось участвовать в работе по разрешению внутриукраинских политических конфликтов. Первый раз - в ноябре-декабре 2004 года в пик так называемой "оранжевой революции". Второй - в последние полтора года, с декабря 2015-го, в качестве полномочного представителя Российской Федерации в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине.
Хочу отметить, что именно события 2004 года, в том числе известный "третий тур" президентских выборов, положили начало постепенному выходу ситуации на Украине из правового поля, внедрению в сознание политического класса этой страны "революционной законности". Несмотря на всю антироссийскую риторику тогдашнего украинского руководства, Россия приложила все силы для сохранения уровня экономических связей, поддержания уровня межгосударственных отношений.
Не буду долго комментировать дальнейшее "оранжевое двоевластие", политический кризис, разрешившийся жестким поражением Виктора Ющенко на президентских выборах 2010 года. В период президентства Виктора Януковича Россия продолжила уделять особое внимание развитию сотрудничества, несмотря на программные обещания по "евроинтеграции", звучавшие вплоть до ноября 2013 года.
Напоминаю об этом, чтобы подчеркнуть: при всех сменах власти и конституционного устройства, при любой риторике руководства Украины принципиальным для российского общества и государства был курс на максимальное развитие и укрепление экономических, культурных, человеческих связей.
Вооруженный захват власти, совершенный в Киеве в феврале 2014 года, при масштабной поддержке ряда западных стран, по сути, имел целью полностью разорвать эти связи и превратить Украину в своеобразную "анти-Россию". Хочу отметить: на уровне некоторых представителей правящих кругов Украины это удалось. Но на уровне сознания большинства украинского народа, несмотря на временные эмоции, это не удастся никогда.
События 22-23 февраля 2014 года в Киеве стали временной победой крайних националистических сил. Одновременно они стали временной победой "революционной законности", а фактически - революционного беззакония.
Последовавшие события на юго-востоке Украины были народным протестом против агрессивного националистического унитаризма. Напомню здесь, кстати, что чуть ли не первым постановлением Верховной рады после победы майдана была отмена закона о региональном статусе русского языка. Про угрозы "победителей", "поезда дружбы" и "особо любезное" отношение к жителям Донбасса напоминать не буду. Вполне естественно, что попытка подавления этого протеста вызвала отпор.
Полагаю, что и в политических кругах Евросоюза есть понимание действительных истоков внутриукраинского политического конфликта, который киевская власть три года назад стала решать негодными для этого военными средствами. В Минских соглашениях 12 февраля 2015 года для Украины нет ничего невыполнимого. Киеву достаточно всего лишь встать на путь политического решения, отказавшись от военного.
Повторю здесь то, что говорил неоднократно. Ключевой вопрос переговоров - особый статус Донбасса. Он четко прописан в Минских соглашениях и предполагает защиту безопасности, языковых, культурных прав жителей Донбасса, их права избирать свою местную власть.
Прогнозы на будущее делать трудно: с января транспортной и экономической блокадой киевская сторона крайне ухудшила ситуацию. Пару месяцев назад премьер Владимир Гройсман вновь обвинил организаторов блокады в огромном ущербе, нанесенном Украине. Заявил, что организаторы блокады - "пособники Москвы". Он не сказал, правда, зачем к этой блокаде присоединилось в марте украинское государство.
На протяжении нескольких месяцев мы слышим слова о том, что минский процесс умирает. Это оценочные суждения. Реальность в том, что некоторые силы, украинская "партия войны" хотят его убить. Именно они написали жесткий проект закона о реинтеграции, ориентированный на военное решение. Такие намерения, естественно, вызывают дополнительное стремление Донбасса к сопротивлению.
Очень надеюсь, что участники процесса при поддержке представителей и других стран смогут доказать киевской стороне необходимость сделать, наконец, шаги по политическому урегулированию: подписать закон об амнистии, принять закон о выборах, отрегулировать особый статус Донбасса в рамках конституционной реформы. Смогут доказать Киеву необходимость выполнения взятых на себя обязательств.