Профессия "ландшафтный архитектор" долго воспринималась нами как занятие для человека, обслуживающего садовые причуды богатых. Но четвертый раз проходящий в Москве фестиваль "Сады и люди" меняет этот взгляд, сдвигает социальные барьеры и возвращает элите ее изначальную функцию - создавать образцы.
В саду не поднимают гантели и не назначают дуэли. Это место отдыха, релакса, сброса напряжения. И сад так "работает" даже на фестивальной площадке ВДНХ. Тонкий запах цветов, трав и свежеструганных досок, изобилие трудящихся при опылении цветов шмелей (кажется, их специально завезли), разбросанные повсюду надувные кресла, на которых можно вздремнуть… Тихо, только под ногами визитеров шуршит кора и мелкий, невероятно удобный для ног камушек.
По асфальтовым дорожкам текут небольшие экскурсии и ходят "мастера" садового дела.
Итоги фестивального конкурса в самом начале подводит авторитетное жюри, в этом году его возглавляет выдающийся французский ландшафтный архитектор Мишель Пена, автор концепции Ландшафтного парка ВДНХ.
А у обычного зрителя есть прекрасная возможность, не заглядывая заранее в список лауреатов, проверить свой вкус, угадать, чьи сады стали победителями.
- Уверена, что у этой композиции есть награда, - говорю девушке, сидящей в кресле рядом с табличкой "Этот сад посвящен кафедре М4 МВТУ имени Баумана".
- Да, вы угадали, у нас "серебро", - радуется "автор" сада Анастасия Остроумова.
Ее сад называется "Взрывная волна". Она закончила МВТУ имени Баумана, где на любимой кафедре М4 как раз изучала взрывы.
- И не досадно вам, имея на плечах голову выпускницы Бауманки, заниматься шмелями и цветочками? - специально подначиваю ее.
- Я очень хотела заниматься тем, чему училась, но не смогла устроиться по специальности, в 90-е редко кто устраивался… Кем только не работала - от программиста и аналитика до уборщицы, но взрывной волной заняться так и не удалось. А после рождения ребенка пришла мысль взяться за ландшафтную архитектуру. Поступила в МАРХИ, тоже, между прочим, легендарный вуз. А вот, кстати, идет мой преподаватель из МАРХИ, она не пропускает такие выставки.
У Анастасии Остроумовой сегодня своя успешная компания с говорящим названием "РублевЪ". Но ничего нуворишного в ее облике и поведении нет.
Красивая, интеллигентная девушка счастлива объяснять гостям фестиваля идею своего "серебряного" сада".
- Смотрите, все начинается со скучного "регулярного сада" - баскеты, цветники - все контролируется волей человека. И тут - в жизнь, в сад - врывается (и взрывается) событие: любовь, революция, тяжелая болезнь… Почва сада буквально поднимается вверх, и внешний вид всех растений - сплошная выбрасываемая энергия. После выплеска энергии обязательно наступает разочарование. Его символ - водоем: там, где разочарование, - слезы и опустошение. Затем следует "зона меланхолии" - в ней все цветы, травы и колючки холодной гаммы, а в конце сада - клен, лилейники, все восстановилось и снова во власти человека.
Почва Анастасииного сада дана в разрезе под стеклом - сначала в ней огромный плодородный слой, потом все взорвано и перемешано, и, наконец, снова помаленьку нарастает плодородный слой.
Анастасии, кажется, не соверши она несколько ошибок - забронируй заранее растения, сократи количество используемых материалов - у нее могло быть и "золото". Мне - тоже. Во всяком случае сад М4 будет еще долго что-то объяснять мне самой во мне и моей жизни.
Если в прошлом году на фестивале было много импровизаций на тему всяческих фэнтези вроде погибшей цивилизации гипербореев, то в этом году изобилие литературных и художественных реминисценций. Автор сада под названием "В лесу, который в миле от Афин…" пытается оттолкнуться от шекспировского "Сна в летнюю ночь". Автор сада "Слияние" цитирует в своем ландшафте знаменитый "Поцелуй" Климта. Хотя первую премию получил "Современный сад Юрского периода" Анны Лозинской, где решетчатая беседка кажется скелетом динозавра, а их ровесники папоротники, похоже, скрывают след древнего ящера.
Помимо идей фестиваль еще демонстрирует и моды. Еще с прошлого фестиваля я помню, что в моде двухцветные сады без цветов - зеленая трава, однотипные деревья и желтые, с теннисный мячик, шары.
В этом году к конкурсу присоединились молодые ландшафтные архитекторы и представили целую серию "Садов начинающих".
Ну и наконец, как Дюймовочек в наперстке, фестиваль представил детские сады в тачках. Миниатюрные, сотворенные детьми мини-ландшафты, будет судить зрительское жюри.
"Сад-оксюморон", "сад-гипербола" - пока авторы замысловато презентуют свои композиции, ты, увидев себя в осколке зеркала в саду "Ловец снов", вдруг обнаруживаешь, что у тебя поменялось настроение. Для этого, впрочем, и существует сад, незаметный дирижер музыки наших чувств.
Сад - искусство элитарное и демократичное одновременно. Недаром на знаменитую Сhelsea Flower Show, крупнейшую выставку цветов и садов в Англии, приходят не только королева Великобритании и известные актеры, но и обычные горожане.
Увиденный сад уже как бы отчасти принадлежит тебе - ты присвоил его через впечатления, и даже можешь у себя на балконе в бюджетном варианте повторить какие-то королевские идеи его создателей.
Сад - он ведь всегда с тобой.
Ирина Саватеева, президент фестиваля "Сады и люди":
- Скажу честно, первые годы нам было сложно собирать этот пазл: не все и всегда понимали, чем важен этот фестиваль. Сейчас такое понимание пришло. И фестиваль этого года отличается тем, что участники шли на фестиваль охотно и с большим желанием. И даже подталкивали нас: когда будут объявлены условия конкурса? У всех есть понимание, как нужен отрасли этот фестиваль.
В этом году возросло качество посадочного материала на фестивале, он был просто великолепного качества, и это говорит о том, что питомники в России развиваются как отрасль.
Сады стали также более качественными. В этом году у нас было много "философских" садов. Их авторы не боятся затрагивать такие темы, как война и мир, рождение и смерть, разрушение и возрождение. Такой глубокой содержательности и смысловой наполненности в садах предыдущих фестивалей не было.
Когда авторы рассказывали членам жюри об идеях своих садов, у нас мурашки по коже бегали. Чего стоят мысли Кати Богановой, показавшей в своем саду "Слияние", как трудно сливается в жизни мужское и женское начало.
В садах этого фестиваля заметна прекрасная работа с растениями, изумительная колористика и сочетание растений. Смотришь, и сердце замирает.