Самый психологически разгружающий отдых - это речной круиз. Команда теплохода лучше вас знает, когда вам завтракать, когда идти на экскурсию, а когда просто лежать в шезлонге, созерцая местные красоты.
Кстати, осень - все еще сезон для круизов. Во-первых, уже не так жарко. Во-вторых, не так много людей. А в-третьих, осенние пейзажи мало кого оставят равнодушным. А если хотите сэкономить, присмотритесь к круизам на середину сентября. Именно тогда цены начинают снижаться.
Индустрия речных круизов переживала кризис после гибели "Булгарии" в 2010 году. Потенциальные туристы с недоверием относились к такому отдыху. Тогда-то три крупные российские судоходные компании объединились в "Речной альянс", который забрал 60% рынка круизов в России.
Еще почти пять лет понадобилось, чтобы доказать, что у больших компаний все в порядке с безопасностью. В 2012-2013 годах мешала погода: из-за нехватки снега и дождей вода в реках понизилась - приходилось вносить коррективы в расписание. 2015 год дал первый прирост в 20%, в 2016-м он увеличился до 25-30%.
В столичном регионе в этом году спрос на путешествия по воде вырос почти на четверть. Канал им. Москвы может пропускать более 150 пассажирских судов в круглосуточном режиме. А из него можно уплыть куда душа велит: Волга, Ока, Молога, Шоша, Клязьма, Селигер, Рыбинское, Клязьминское, Пестовское водохранилища.
Первые круизы организуют в конце апреля, а последний корабль выходит из порта с первым снегом, в начале ноября. Как рассказывают в круизных компаниях, круизный турист на 80% "возвратный". Один раз понравилось, захочется повторить. Повторил - рассказал друзьям. 60% клиентов - это люди в возрасте 40-60+, и 40% - 30-35 лет.
Самые загруженные линии в любое время года - односторонние круизы Москва - Санкт-Петербург и обратно. На втором месте по популярности - Москва - Астрахань - самый длительный рейс продолжительностью 23 дня. Еще одно популярное направление - Урал и круизы на Соловки. Новинка этого года - круизы до Рязани.
Весьма популярны круизы выходного дня - с пятницы по воскресенье. Они отправляются почти из любого портового города: главное, добраться до ближайшего. Они не слишком дорогие и их не надо бронировать заранее. Да и отпуск под такую поездку можно не брать.
Стоимость круиза зависит не от маршрута, а от уровня теплохода: двухпалубный или четырехпалубный, когда последний раз была модернизация, есть ли удобства в каюте или они на этаже (хотя таких "частично удобных" теплоходов почти не осталось), тип каюты - ниже ватерлинии - и соответственно без окна или выше. Плюс обратите внимание на то, что входит в путевку - завтраки или трехразовое питание, или вовсе без питания. А также, какие развлечения предлагаются на борту - живая музыка, игры, квесты, нужно ли дополнительно покупать экскурсии.
В высокий сезон - июнь-август - стоимость круиза от 3500 за круизодень за человека: сюда включены трехразовое питание, развлечения на борту.
Кроме середины сентября и октября-ноября один из самых выгодных периодов - начало мая. В плане навигации этот месяц непредсказуем. Возможны ветра. Но ни весной, ни осенью круизы не отменяются. Штормов, к примеру, на Волге не бывает. Иногда штормит Ладожское озеро.
Максимум выход судна может задержаться, чтобы переждать сильный ветер.
Дарья Меланьина, пиар-менеджер круизной компании:
- Сентябрь для речных круизов все еще высокий сезон. С середины сентября путевки начинают дешеветь в среднем на 5-7%. И к началу ноября достигают своего минимума. Максимальная продолжительность рейсов этого времени - неделя.
Андрей Смолин, коммерческий директор круизной компании:
- Мы рассчитываем, что в этом году осень компенсирует россиянам фактическое отсутствие лета в июне-июле, будет теплой и благоприятной для путешествий по России. Мы продлили круизную навигацию, и теплоходы будут работать вплоть до конца октября. Осенью, помимо классических круизов типа Москва - Санкт-Петербург или туров выходного дня, востребованы круизы до Астрахани. Кстати, на сентябрь и октябрь операторы заявляют цены на 20-40% ниже, чем на аналогичные рейсы в июле или августе.
Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ "Канал имени Москвы":
- Это один из видов активного отдыха, некий противовес пассивному пляжному. Благодаря разнообразной культурно-досуговой программе и услугам, входящим в стоимость тура, круизный отдых сопоставим с полюбившимся россиянам "олинклюзивом" на морских курортах.
Сегодня в стране нет идеальных условий для развития рынка круизов. Премьер Дмитрий Медведев поручил реализовать проект "Оздоровление Волги". Он направлен на сохранение реки как источника водоснабжения, развитие навигации, туризма. Тем временем в Твери частично рухнуло здание речного порта, которое не использовалось с 1981 года. В итоге в городе есть только пристань, а речного вокзала нет. Но есть и хорошие новости: в этом году Рязань впервые приняла круизные суда. Дебаркадер был установлен на реке Оке в центре города. Пока он эксплуатируется только для приема судов. Для работы в режиме полноценного речного вокзала его еще предстоит укомплектовать дополнительным оборудованием и построить причальную стенку.