16.08.2017 21:00
    Поделиться

    Уральские абитуриенты стали самостоятельными в выборе профессии

    В вузах Среднего Урала заканчивается приемная кампания на бюджетные места. В этом году школы области выпустили более 17 тысяч одиннадцатиклассников, почти 13 тысяч смогут учиться в высшей школе за государственный счет.

    Эксперты говорят о сохранении тенденции нескольких последних лет: постепенном увеличении числа бюджетных мест на естественнонаучные и инженерные направления. Со своей стороны учебные заведения ее поддерживают, вводя новые специальности.

    - Еще несколько лет назад мы и не слышали о такой специальнос­ти как, например, "аддитивные технологии" - связанные с 3D-проектированием и прототипированием, - говорит замначальника отдела министерства общего и профессионального образования Свердловской области Михаил Корягин. - Среди относительно новых направлений обучения также мехатроника, мобильная робототехника, роботизированное производство. В последнее время выпускников школ все чаще привлекают именно технические специальности.

    Например, Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ) открыл направление "Цифровая экономика" и объявил набор на образовательные программы "Управление качеством - технология блокчейн" и "Прикладная информатика - технология блокчейн". В будущем в вузе планируют открыть кафедру основ цифровой экономики.

    - Таких специальностей пока нет в федеральном классификаторе и появятся они не раньше будущего года, но мы начинаем обучать студентов уже сейчас. В условиях перехода страны к цифровой экономике это очень перспективные профессии, - говорит директор института экономики и управления УГЛТУ Виктор Часовских. - Пока в имеющиеся образовательные программы мы включили семь новых дисциплин, например, "экспертные системы и модели в принятии решений", "система искусственного интеллекта в управлении", "обработка больших массивов данных".

    Однако в вузе отмечают, что абитуриенты до сих пор не проявляют большого интереса к продвинутым направлениям: сказываются недостаток информации и некая инерция.

    - Для многих вчерашних школьников выбор будущей профессии по-прежнему тесно связан с представлениями родителей об условной престижности специальности и потенциальном уровне заработной платы, - говорят в приемной комиссии.

    В Уральском федеральном университете (УрФУ), подводя первые итоги приемной кампании, отмечают: самое большое количество абитуриентов зачислено на бюджетные места по таким традиционным направлениям, как "строительство", "металлургия", "электроэнергетика и электротехника". По каждой из этих специальностей начнут обучаться по 200 человек. 85 первокурсников станут осваивать программную инженерию, еще 75 - физику. Гуманитары в УрФУ предпочитают международные отношения и журналистику. Впрочем, в 2017 году университет объявил набор на новые специальности: "медиакоммуникации", "конфликтология", "государственный аудит", "антропология и этнология". Конечно, количество бюджетных мест здесь несопоставимо меньше, чем в институтах технического профиля.

    В Уральском государственном аграрном университете (УрГАУ) тоже делают ставку на технарей: на инженерном факультете открылась новая специальность "электрооборудование и электротехнологии". Раньше по этому профилю можно было получить только среднее специальное образование в единственном на всю область техникуме, и агроинженеров со знанием электротехнологий работодатели были вынуждены приглашать из других регионов. На эту специальность вуз набирает целую группу студентов, 10 из них будут обучаться за счет средств федерального бюджета.

    В уральских университетах отмечают еще одну тенденцию - увеличение числа абитуриентов, которые проявляют черты "поколения Z": самостоятельность, интерес к возможностям продолжения учебы и дальнейшей самореализации.

    - Сегодняшние выпускники школ по сравнению с их предшественниками отличаются более сознательным выбором профессии. Ребята стали чаще задумываться о дальнейшем трудоустройстве и принимать решения самостоятельно. Зачастую они приходят и говорят, в какой отрасли хотели бы работать, а мы уже в вузе помогаем им определиться с направлением, - говорит начальник учебно-методического управления УрГАУ Наталья Семенова.

    Окончательные итоги приемной кампании, в том числе и на коммерческие места, вузы подведут через полторы недели.

    Поделиться