Новости

16.08.2017 21:31
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Грамоте не обучен

Каждый пятый бизнесмен не знает основ управления финансами
Аналитический центр НАФИ по инициативе Центробанка провел исследование уровня финансовой грамотности российских предпринимателей. Эксперты опросили более двух тысяч руководителей и собственников микро-, малых и средних предприятий во всех федеральных округах страны. Оценивались не только теоретические познания, но и умение использовать финансовые инструменты в работе, и рациональное отношение к ним как к средству развития бизнеса.

Результаты исследования оказались печальны, хотя и предсказуемы. Сводный индекс финграмотности предпринимателей составил 62 балла из 100 возможных. При этом хуже всего испытуемые знают теорию (53 балла).

Пятая часть опрошенных продемонстрировала крайне низкий уровень финансовой грамотности. В основном это руководители и собственники микропредприятий с годовым оборотом менее 10 миллионов рублей. Высокий уровень показали 23 процента, остальные - средний. Любопытно, что среди предпринимателей-"двоечников" выше доля женщин, чем в среднем по выборке (37 процентов против 31-го). Аналитики считают, что именно из-за отсутствия необходимых знаний и неуверенности в себе женщины реже мужчин решаются привлекать финансовые институты для развития бизнеса, пытаясь справляться своими силами.

- Я думаю, что в реальности навыками финансовой оценки бизнес-решений владеет гораздо меньше предпринимателей, чем зафиксировано в отчете, - говорит сопредседатель Свердловского отделения "Опоры России" Дмитрий Ханин. - И чем дальше от центра, тем хуже обстоят дела с финансовой грамотностью. Принцип "купил за рубль - продал за два" продолжает владеть умами многих бизнесменов. Даже люди с дипломом о профильном образовании не имеют навыков практического применения своих знаний.

Крупные федеральные игроки финансируют обновление основных фондов таких же гигантов - приобретение самолетов, судов, вагонов. Регио­нальные компании работают в основном с малым и средним бизнесом

И действительно, 52 процента опрошенных согласились, что им не помешало бы пройти обучение. Они заявили, что хотят узнать о сути различных финансовых услуг, о "подводных камнях" при их использовании, способах привлечения дополнительных средств и даже о ведении личного финплана и семейного бюджета.

В Свердловской области несколько организаций занимаются просвещением бизнесменов. К примеру, областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) ведет бесплатную образовательную программу "Начни свое дело", в учебном плане которой есть блок, посвященный финансам. Кроме того, фонд предлагает программу "Управление финансовыми ресурсами", ориентированную на экспортеров.

Екатеринбургский центр развития предпринимательства каждый четверг организует консультации для начинающих и действующих бизнесменов по юридическим и финансовым вопросам, время от времени проводят бесплатные мастер-классы крупные федеральные банки. Можно найти электронные пособия в Интернете: здесь помогут порталы "Азбука финансов", "Финкласс", "Мегапрорыв" и другие.

Тем не менее эксперты считают, что такого набора образовательных инструментов недостаточно. По словам руководителя департамента организационно-методической работы СОФПП Людмилы Капаниной, в среде предпринимателей сегодня особенно востребованы краткосрочные курсы, в рамках которых они могут освоить определенный финансовый инструмент, необходимый им в работе.