Ведомство считает, что каждый собственник вправе приглашать к себе любого оператора связи, чтобы тот обеспечил в квартире работу Интернета, телевидения и телефонную связь. Пока выбор за собственников квартир делают управляющие компании, которые заключают договор на оказание услуг связи для всего многоквартирного дома. Именно управляющая компания решает, кому из провайдеров предоставить доступ на чердак и в кабельные шахты. В результате страдают карманы и нервы пользователей Интернета - то связь плохая, то мегабайт стоит как минута разговора через спутник.
Чаще всего провайдер, выбранный управляющей компанией, выступает как монополист и диктует свои тарифы. А за качеством услуги связи не особо следит, отмечают эксперты. При этом его, в отличие от игроков других рынков, никто не контролирует.
Вот и получается, что в одном доме "все летает" (максимальная скорость передачи данных) и стоимость подключения к Интернету в месяц не превышает тысячи рублей. А в другом - тарифы зашкаливают, да еще в пакет входит цифровое телевидение.
В больших городах средний месячный платеж за Интернет составляет 400 - 500 рублей, отмечают эксперты. И у крупных игроков стоимость зависит от пакета услуг и скорости передачи данных. Но не всем везет и в ряде новых домов, где нет даже традиционной телефонной линии связи, ситуация не такая радужная.
Именно изменение порядка подключения может изменить ситуацию и если не снизить стоимость абонентской платы в месяц процентов на 25, то хотя бы повысить качество оказываемых услуг.
В свою очередь, минкомсвязь стремится обеспечить доступные и качественные услуги связи для граждан. И уже вносило предположения по корректировке Федерального закона "О связи", жилищного законодательства, чтобы у каждого в многоквартирном доме мог появиться индивидуальный провайдер.
Но для этого необходимо создать равные условия доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных жилых домов. Обеспечение такого доступа позволит, в том числе, сохранить высокий уровень конкуренции на рынке и повысить прозрачность во взаимоотношениях операторов связи и управляющих компаний, отмечают в ведомстве. Однако пока понимания инициатива минкомсвязи нашла не везде.
Почему же в дом не пускают всех провайдеров?
Пока нет закона, который бы обязывал управляющие компании пускать всех в дом. И многие пользуются вакуумом в законодательстве. Есть даже противоречия между Законом "О связи" и Жилищным кодексом в этом вопросе, утверждает исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ контроль", член Общественной палаты Светлана Разворотнева. Это позволяет управляющим компаниям брать деньги с операторов связи за использование общего имущества домов, подвалов, чердаков, технологических шахт. При этом жильцы даже могут не знать, что за пользование их общим имуществом кто-то берет деньги. А операторы связи за доступ в дома ежегодно отдают управляющим компаниям несколько миллиардов рублей.
То есть эти деньги находятся в серой зоне, отмечают аналитики рынка. И не факт, что средства, полученные от операторов, идут на благоустройство или текущий ремонт дома.
И пока ситуация не сдвинулась с места, так как по-прежнему для решения вопроса об общем имуществе дома - даже в таких личных вопросах, как подключение квартиры к Интернету, - нужно согласие двух третей всех жильцов дома. А собрать кворум даже по вопросам смены управляющей компании не всегда получается, отмечают эксперты. Что уж говорить о доступе в одну из квартир соседей оператора связи.