Речь идет о некоем специальном социальном счете. Такого счета раньше не было. Спецсчет будет неприкасаем для службы судебных приставов. Причем вне зависимости от размера долга гражданина. Приставы не смогут снять деньги с этого социального счета.
Вообще-то и сегодня по закону есть некие государственные выплаты, забирать которые приставы не могут. Об этом специально написано в законе "Об исполнительном производстве". Там говорится, что приставам нельзя забирать социальные пособия, включая деньги, которые государство выделяет семье по утрате кормильца.
Нельзя трогать выплаты гражданам, получившим ранения при исполнении служебных обязанностей. Неприкосновенен и материнский капитал. Но это в теории. На практике же приставы регулярно забирают со счетов эти деньги.
Оспорить списание "неприкасаемых" средств можно, но также больше теоретически. Потому как в реальности это сложно, долго и дорого. Гражданин, у которого списали такие деньги, должен пойти в суд, который может растянуться на долгие месяцы, если не на годы.
А еще в суд надо принести море справок, что это "неприкосновенные" деньги. Но даже победа в суде не гарантирует скорого возврата списанных средств.
Дело в том, что пристав берет деньги у должника и тут же переводит тому, кому человек должен. К моменту победы пострадавшего в суде списанные средства уже "ушли".
И их надо забирать не у пристава, а у того, кому он деньги отдал. И если тот добровольно их не вернет, то это новая порция судов.
Мало кто из рядовых граждан способен без материальных потерь и моральных усилий пройти этот путь. Сами приставы, когда им судья или гражданин говорят о деньгах, которые по закону трогать нельзя, всегда заявляют одно и то же.
Дескать, они "не увидели", что у должника в банке на счету лежат особые деньги.
Такое списание "вслепую" в последние годы превратилось в действительно серьезную проблему, которую надо решать.
Так появился законопроект, который внесла в Госдуму группа депутатов во главе с руководителем парламентской фракции "Единой России" Владимиром Васильевым.
В этом законопроекте есть еще один важный момент. В документе сказано, что в случае, если должника признают банкротом, то деньги на этом социальном счету не будут включаться в конкурсную массу. А значит, средства, полученные на социальную помощь, не уйдут из семьи.
В переводе на язык простых граждан это означает, что деньги нельзя будет отдать кредиторам для погашения долгов.
По статистике самой Службы судебных приставов только в прошлом году должникам пришлось возвращать 1,2 миллиона рублей, списанных не по закону. Если учесть, что общая сумма списанных в прошлом году денег у должников составила четыре миллиарда рублей, то неправильное списание "неприкасаемых" денег выглядит более чем серьезно.
Правда, у минюста оказалось несколько справедливых замечаний к законопроекту. По его мнению, в законопроекте есть не совсем четкие определения. Из-за них оказалось, что алименты не могут зачисляться на специальный социальный счет, что неправильно и незаконно.
Не согласилось министерство и с тем, что деньги на социальном счете не будут включаться в конкурсную массу при банкротстве.
В ведомстве уверены, что в каждом случае этот вопрос должен решаться индивидуально, исходя из того, сколько у должника вообще доходов.
А еще по мнению минюста в закон надо добавить слова про то, что деньги, пришедшие на этот особый счет, надо специально пометить, чтобы было понятно, какие именно это выплаты.
Ну, а банки со своей стороны обязаны будут следить, чтобы на социальном счету находились лишь казенные деньги.