Первая оборудованная электропроводкой полоса соединит аэропорт Франкфурта-на-Майне и складской ареал в Дармштадте (земля Гессен). Этот десятикилометровый экспериментальный участок планируется запустить в 2018 году.
Инновационные электрогрузовики обещают 85 процентов экономии производственных затрат. Как обещают проектировщики, при эксплуатации грузовых "троллейбусов" в два раза уменьшится потребление энергии, а загрязнение атмосферы снизится до "нуля". Единственное "но": поначалу трассы для "грузовиков будущего" составят не более 50 километров и будут использоваться, например, для перевозки грузов из речных и морских портов или аэропортов к складским помещениям или близлежащим промышленным объектам. Эксперты считают, что мечтать об общегерманской сети воздушных контактных линий еще рано. Затраты на ее оснащение в любом случае превысили бы финансовую отдачу.
А где взять электрогрузовики? На первых порах дизельные машины будут переоборудоваться в так называемые "гибридные" транспортные средства. Если подобному грузовому троллейбусу придется проехать пару километров без электричества, он, спрятав "рожки" сможет спокойно перейти на дизель. Производство таких "гибридных" грузовиков предполагается наладить на заводах концернов "Сканиа" и "Вольво".
Как рассказал "РГ" представитель "Сименс" Штефан Вагнер, на территории бывшего советского военного аэродрома под Берлином уже существует полигон для тестирования грузовиков с электрическими "рожками". Там новые "грузовые троллейбусы" будут проверяться на устойчивость и надежность.
В земле Гессен откроется участок дороги, где автомобили могут курсировать в реальных условиях. Если электровеликаны хорошо проявят себя на экспериментальном участке, им будет дан зеленый свет по всей Германии. Глава технологического департамента концерна "Сименс" Роланд Эдель отметил: "Наши технологии - это уже сегодня реально существующая альтернатива грузовому транспорту с двигателями внутреннего сгорания".
Между тем пробная полоса с воздушной контактной линией для грузовиков уже запущена в Швеции. Вскоре планируется открытие тестовой трассы и в американском штате Калифорния, где проект будет финансироваться экологическим ведомством.
Анатолий Скобелев, автомобильный эксперт:
- За электромобилями будущее - с этим уже давно никто не спорит. Это подтверждается и на каждой крупной автомобильной выставке, где все больше стендов отдается именно "чистым" автомобилям. Грузовые авто - это машины, которые длительное время присутствуют на дорогах, поэтому весьма разумно, что технологии электрических подзарядок приходят и в большегрузный транспорт. За их счет предполагается значительно сократить количество двуокиси углерода, выбрасываемого в окружающую среду грузовым транспортом.
При этом, насколько я знаю, немцы не будут первопроходцами в таком слиянии грузовиков и троллейбусов. Подобные участки дорог уже существуют в США и Швеции.
Так, в прошлом году заработала четырехкилометровая электрическая дорога, находящаяся недалеко от Стокгольма. По ней колесят гибридные грузовики, оснащенные аккумуляторами, бензобаком и специальными электродугами, которые соприкасаются с проводами и могут развивать скорость до 90 км/ч. Фуры работают как обычные трамваи или троллейбусы, а дополнительный аккумулятор и бензобак нужны, чтобы машина самостоятельно передвигалась по обычной дороге.
Игорь Еникеев, бывший гонщик:
- Лишь один факт - начиная с 2025 года во многих странах Евросоюза вступает в силу запрет на выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания, в 2030 году аналогичный закон планирует принять даже Индия. В Китае правительство ввело жесткую выдачу лицензий на выпуск электромобилей, более того в Поднебесной выстраивается очередь из желающих их выпускать.
Россия в этом смысле пока никак не отметилась. Вот лишь один пример - в 2016 году в Евросоюзе было продано около 91 тысячи электромобилей, в то же время в России - 13 таких машин.
Понятно, что выпуск электромобилей в ближайшие годы кардинально изменит автомобильный рынок, так как обнулятся все прежние достижения. Даже самый скромный стартап может выпустить такое, что превзойдет изделие именитого автоконцерна.
Однако про российские электромобили в данном контексте говорить пока не стоит, так как если они и существуют, то найти их так просто не получится. На выставках показывался лишь российский электромобиль Lada EL LADA, была выпущена пилотная партия из ста экземпляров. Они были проданы автосалонам для опытной эксплуатации.
Подготовил Иван Петров