- Мы только что запустили большой документальный сериал под условным названием "Славные имена России" - о людях, много сделавших для Отечества, но незаслуженно забытых, - говорит Токарев. - Раскапываем совершенно феноменальные имена и в прошлом, и в настоящем.
Например?
Борис Токарев: Например, Петр Губонин. Кому я ни называю эту фамилию, все спрашивают: "А кто это такой?" И никто не знает, сколько железных дорог по России проложил купец Губонин! А какой курорт Губонин сделал из маленькой татарской деревушки Гурзуф! А что нынешним школьникам известно о Екатерине Дашковой, основательнице Российской Академии наук? Да ничего! Мы задумали этот проект в том числе и потому, что нашему времени очень не хватает кино со знаком "плюс".
Вы начинали актером - потом взялись за режиссуру, за продюсирование... Разве это не разные профессии?
Борис Токарев: Режиссер и актер - профессии, безусловно, разные. Идти в режиссуру, обладая лишь актерским опытом, не стоит: от режиссера требуется умение анализировать и просчитывать, что артисту категорически противопоказано. Чтоб научиться режиссуре, я второй раз поступал во ВГИК, учился там столько же, сколько и на актера, у Сергея Герасимова. Но опыт актерский, безусловно, помогает режиссеру ставить более точные задачи, он лучше понимает актерскую природу.
Вы снимаетесь с конца 50-х. Сейчас иногда сравнивают кино, в котором вы снимались в былые годы, и кино нынешнее - конечно, не в пользу последнего.
Борис Токарев: А зачем сравнивать? Советское кино снималось не для того, чтоб зарабатывать на нем деньги, тем более их давали столько, сколько было надо. И потому многие фильмы, в которых я сыграл и которые очень люблю, - там, в том времени. Конечно, это и "Два капитана", и "Горячий снег", и "А зори здесь тихие"...
Все - "брендовое" советское кино.
Борис Токарев: Вот только не всегда популярность картины соответствовала ее реальному уровню, есть работы не столь известные, вроде "Александра Маленького", тонкая и очень точная работа режиссера Владимира Фокина, где мы снялись с Юрием Назаровым и Михаилом Кокшеновым.
Вам везло на хороших партнеров...
Борис Токарев: Да, выдающихся людей я видел рядом с собой немало. Николай Олимпиевич Гриценко, с которым мы работали в "Двух капитанах", тот же Юра Назаров, с которым у нас было не меньше пяти общих картин, Анатолий Кузнецов, Георгий Жженов, Михаил Ульянов, Леонид Филатов... В советском кино на первом месте в актерской работе стояло создание образа, а сегодня, увы, это понятие настолько минимизировано...
...что образов просто не видно!
Борис Токарев: Да, нынешняя технология выстроена на эксплуатации уже известных возможностей актера, у режиссеров и продюсеров сейчас, увы, слишком мало времени, чтобы работать с актером, создавать что-то новое, поворачивать его мастерство его новой гранью. Используется только то, что актер делал раньше.
Но "граней"-то у нынешнего поколения не меньше, чем было в ваше время!
Борис Токарев: Это и обидно. Ведь современное поколение российских актеров великолепно, его возможности невероятно высоки. Многие актеры - абсолютные универсалы, профи во многих областях, они не только играют драматические роли, но и прекрасно поют, танцуют, дерутся, большинство - люди ловкие, спортивные... От них и требуется гораздо больше, чем в свое время требовалось от нас. Посмотрите, например, каковы в нашем с Людмилой Гладунко сериале "Моя Пречистенка" Александр Волков и Анна Казючиц!
Людмила Михайловна сейчас ваша первая помощница...
Борис Токарев: Мы с женой коллеги и единомышленники. Люда сегодня художественный руководитель студии "Дебют", я там генпродюсер, и уже много лет мы вместе отвечаем тут за все, и сняли с тех пор много сериалов, полнометражных и короткометражных картин. Мы и пишем сценарии, и продюсируем, и снимаем. А Людмила сегодня начала много снимать и писать сама, в ее жизни наступает новый творческий этап.
Юрий Назаров, народный артист РФ:
- Это была одна из первых Бориных картин - "Где ты теперь, Максим?" Эдмонда Кеосаяна, и первая картина Люды Гладунко. И Боря, и Люда были молодые, красивые и играли главные роли. Сюжет фильма разворачивался в разрушенных войной Великих Луках, в роли которых выступал Калининград, бывший Кенигсберг. 17-летний пацан, которого играл Токарев, сбегает восстанавливать город, в котором прошло его детство. Развалины в Калининграде тогда, в 1964-м, еще сохранялись, и потому там снималось много фильмов про войну. Люда и Боря по ходу фильма влюблялись друг в друга, а в жизни - они на этих съемках познакомились. Оба были тогда 10-классниками, готовились к экзаменам на аттестат зрелости.
Съемки были напряженными, отдыхать от них мы ездили на местные пляжи, на Балтику. Люда и Боря всегда сидели в сторонке, нам говорили, что их отвлекать нельзя, от них надо держаться подальше, они, мол, готовятся к экзаменам. И однажды я выскочил из моря недалеко от этих кустов и вижу Токарева с Гладунко - да, учебники тут, на коленях, а сами они активно... целуются. Готовятся. Экзамены, впрочем, оба сдали на "отлично". Выходит, не напрасно целовались.
1. Горячий снег.
2. А зори здесь тихие...
3. Два капитана.
4. Александр Маленький.
5. Это мы не проходили.
6. Берега в тумане.
7. Ангел мой.
8. Нас венчали не в церкви.
9. Моя Пречистенка.
10. Прорицатель Омар Хайям.