17.08.2017 20:00
    Поделиться

    Как регионы перенимают опыт для создания "Бережливой поликлиники"

    Как управленцы атомной отрасли могут помочь российскому здравоохранению
    Неделю назад со страниц "Российской газеты" известный врач и общественный деятель Леонид Рошаль дал беспристрастный анализ кадрового обеспечения в первичном звене российского здравоохранения - на уровне районных поликлиник и больниц ("Вызываю врача" - "РГ", 10.11.2017). Среди мер, которые призваны исправить ситуацию, в частности, повысить эффективность лечебно-профилактических учреждений и общую доступность медицинской помощи, был упомянут совместный проект госкорпорации "Росатом" и Министерства здравоохранения РФ "Бережливая поликлиника". Что он подразумевает и на какие цели направлен?

    - Предвидя возможный саркастический вопрос, отвечу сразу: с известным лозунгом эпохи Брежнева "Экономика должна быть экономной" это ничего общего не имеет, - отозвалась на звонок из редакции руководитель проекта Юлия Романова, которая курирует от "Росатома" пилотную программу в поликлиниках Ярославля и Ярославской области.

    Действительно, есть немало скептиков (в том числе среди читателей "РГ"), которые восприняли само название новой инициативы как неприкрытое стремление сэкономить на пациентах. Но эти суждения ошибочны, убеждена глава минздрава Вероника Скворцова. В начале августа она доложила о первых результатах президенту России Владимиру Путину. А спустя несколько дней, во время рабочей поездки в Киров, он сам побывал в поликлинике N 1 Кировского клинико-диагностического центра, сумел увидеть и оценить проект в действии. Аналогичные подходы и методы работы внедряют уже 99 поликлиник в 37 регионах России.

    По словам министра, проект "Бережливая поликлиника" - один из приоритетных для правительства. Прежде всего он направлен на экономию времени - как врачей, так и пациентов - за счет грамотной организации всех процессов. Принципы бережливости помогают освободить докторов от несвойственных функций и позволяют сконцентрировать внимание на посетителях. Проект в разы сокращает очереди, ускоряет сдачу и выполнение анализов, упрощает запись к терапевту и позволяет обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов.

    Между ежегодным профосмотром в поликлинике и ежегодным ППР на атомных станциях оказалось много общего

    Минздрав реализует его совместно с Управлением президента России по внутренней политике и госкорпорацией "Росатом". Почему кооперация возникла именно с атомщиками? Их внутренняя отраслевая программа по оптимизации управленческих процедур, производственных процессов, сокращения всех видов потерь и повышения эффективности на каждом рабочем месте дала интегральный эффект по всем бизнес-показателям. Но главное - обеспечила повышение производительности в разных секторах от 9 до 54 процентов и вдвое (на 57 процентов) сократила процесс создания основных продуктов.

    "Производственная система "Росатома", сокращенно - ПСР, принята к руководству во всех структурных подразделениях госкорпорации. Суть ее, если коротко, в особой корпоративной культуре, нацеливающей на совершенствование уже существующих и вновь внедряемых процессов, улучшение логистики, на обучение и самообучение, на сбережение в большом и малом - будь то сырье, электроэнергия, частота производственных совещаний или время согласования документов. Ежегодно в атомной отрасли благодаря ПСР экономятся сотни миллионов рублей.

    Неожиданная (на первый взгляд) идея транслировать успешный опыт производственной корпорации в сугубо социальную сферу здравоохранения родилась в 2016 году. По инициативе минздрава, поддержанной первым заместителем главы администрации президента РФ Сергеем Кириенко, эксперимент был запущен в трех российских регионах: Ярославской и Калининградской областях и в Севастополе. В эти регионы, в помощь местным медикам, были направлены специалисты из "Росатома". Первоначально ставилась задача оптимизировать работу регистратуры, врачей, прием и выполнение медицинских анализов в лаборатории, чтобы ликвидировать или свести к минимуму ненужное для пациентов и персонала поликлиник хождение по кабинетам.

    Как пример - удалось развести потоки здоровых детей, которым нужны только справки и профилактические осмотры, и заболевших, в том числе пациентов с вирусной инфекцией. Навели порядок и свою логистику в том, что касается вакцинации, профилактических осмотров, диспансеризации. И только за счет этого, как показали опросы страховых компаний, время ожидания пациентов у двери врача в некоторых случаях сократилось до 12 (!) раз.

    В Ярославской области, по словам Юлии Романовой, на первом этапе в проект были включены две поликлиники - взрослая и детская. Затем, уже на этапах тиражирования апробированных методик, подключены еще пять лечебно-профилактических учреждений (первая волна), а затем - вторая волна - еще одиннадцать.

    - С участием специалистов "Росатома" мы словно другими глазами смогли посмотреть на привычную нам вакцинацию, - рассказала "РГ" заведующая педиатрическим отделением больницы N3 и главный педиатр города Рыбинска Светлана Кононина. - Теперь мамы с детьми не томятся, оформляя бумаги в регистратуре и под дверью процедурного кабинета, а приходят к назначенному времени, когда все уже согласовано и оформлено...

    Ее коллега из Ярославля, главный врач поликлиники N2 Наталия Богданова, как самый первый и главный результат назвала оптимизацию нагрузки на врачей и средний медперсонал. Это сразу почувствовали и пациенты. "Жалобы все равно есть, но больше их точно не стало", - сдержанно ответила на уточняющий вопрос Наталия Геннадьевна. И тут же поделилась радостью: этим летом в поликлинику попросились на работу сразу несколько выпускников медицинских вузов. Еще год назад такого не наблюдалось...

    99 коллективов в 39 регионах включились в проект "Бережливая поликлиника", взяв за основу опыт "Росатома"

    В Кирове, где недавно побывал президент России, проект стартовал в апреле нынешнего года в двух детских и двух взрослых поликлиниках. Все вместе они обслуживают более 70 тысяч взрослых и около 30 тысяч детей. Ежедневный прием - до 1,5 тысячи человек. С мая по июль ремонтировали внутренние помещения и фасады, обустраивали места ожидания, проводили реорганизацию пространства - так, чтобы пришедшие на профилактический осмотр не пересекались с заболевшими. Отметим, что проект "Бережливая поликлиника" в целом подразумевает более десятка процессов, которые можно оптимизировать. Каждое отдельно взятое медучреждение выбирает, образно говоря, процессы "под себя" - по итогам предварительного анкетирования пациентов и персонала. Например, в поликлинике N7 на улице Карла Маркса поставили задачу сократить время оформления медицинской документации в 1,8 раза. А еще - обеспечить прохождение первого этапа диспансеризации для взрослого населения не за 23, как это было прежде, а за 8 дней.

    Промежуточные итоги внедрения проекта в четырех поликлиниках Кирова подведут к 1 сентября. Но уже сейчас, по примеру поликлиник областного центра, к новым принципам организации работы потянулись в 13 других медучреждениях региона. Есть большая вероятность, что уже в этом году вежливые регистраторы и поликлиники без очередей появятся не только в Кирове, но и в Кирово-Чепецке, Слободском, Оричах, Яранске, Вятских Полянах.

    Это лучший ответ пессимистам и скептикам, которые пребывают в уверенности, что между ежегодным профосмотром в районной поликлинике и ежегодным ППР (планово-предупредительным ремонтом) на действующих энергоблоках АЭС нет и не может быть ничего общего. Еще как может!

    Прямая речь

    Юлия Романова, куратор проектов "Бережливая поликлиника" в Ярославской области, ГК "Росатом":

    - Поручение помочь поликлиникам явилось для нас определенным вызовом. Но уже к концу первой недели работы поняли, что подходы по улучшению процессов универсальны. Ведь корни "Производственной системы "Росатом" - в научной организации труда. Реализовав десять проектов в пилотных поликлиниках, мы видим проблемы в основном типовые: длительный и неудобный для людей процесс диспансеризации, большие очереди к терапевтам из-за внепланового приема ("острые" больные, вторичный прием), большие очереди на сдачу анализов. Совместно нарабатываем коллекцию решений, которую при тиражировании можно быстро внедрять, выбирая подходящий вариант. И пациенты такую работу замечают. Но мало кто задумывается, что значит оптимизация процесса для медперсонала. Мы, например, обнаружили, что одно из самых трудоемких мест в первичном звене - то, где делают прививки детям. Из-за неудобного расположения мебели медсестра для одной вакцинации может проходить от 20 до 40 метров, а за двухчасовую смену - до шести километров! Это, согласитесь, не мелочь - как и то, чтобы травмированный пациент не ковылял из рентген-кабинета в кабинет травматолога через два-три этажа...

    Поделиться