Но проникнув за забор, корреспонденты "РГ" увидели прекрасно отреставрированный и стоящий на своем месте памятник Максиму Горькому, как будто и не было последних 12 лет, которые скульптура провела в ссылке в парке "Музеон". Ровную площадку будущего сквера, выложенную гранитной плиткой - осталось поставить только лавочки и светильники, да осенью посадить липы и яблони, чтобы все действительно снова стало, как было.
"Работы находятся в завершающей стадии. Надеюсь, до конца месяца в основном будут завершены", - сказал мэр Москвы Сергей Собянин, осмотрев ход благоустройства. И невольно вспомнил: "Площадь Тверской заставы планировалась, как "окно в Европу". С Белорусского вокзала поезда ходили на запад и на север в Санкт-Петербург. Но в 90-годы она превратилась в жалкое зрелище. Вначале ее сплошь оккупировали ларьки и хаотичная торговля. Затем превратили в сплошную стоянку машин и место пробок. Позже возникла удивительная идея построить здесь торговый центр, а еще - транспортную развязку".
Правительство Собянина, проанализировав оба проекта, пришло к выводу, что они не решат никаких городских проблем, а только убьют площадь. И начало постепенно, шаг за шагом, не просто восстанавливать ее, но и делать более удобной для москвичей и гостей столицы.
Прежде всего модернизировали транспортную схему. К 9 автобусным маршрутам добавили трамвай - он тоже раньше тут уже ходил, сняли его, когда перекопали площадь. Теперь седьмой маршрут будет следовать от Белорусского вокзала вместо Сущевской улицы по улицам Палихе и Лесной, а девятый - до станции метро "Новослободская". Заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов рассказал "РГ": "На трамвае, не спускаясь под землю, от Белорусского вокзала можно за 23 минуты доехать до спорткомплекса "Олимпийский", а за 30 минут - до Площадь трех вокзалов. То есть связанными получаются уже четыре вокзала, что очень важно и для москвичей, и для тех, кто приезжает в Москву". Прогноз транспортников: каждые сутки трамваем вместо нынешних 17 тысяч будут пользоваться 30 тысяч человек.
Причем беспокойным соседом для жителей близлежащих домов трамвай не окажется. "Знаю, жители улицы Лесной очень волновались, что он будут шуметь и звенеть у них под окнами, - сказал Собянин. - Но этого не произошло, так как мы проложили трамвайные пути совсем другого качества. Да и сам трамвай закупили самый лучший, нашего, российского производства".
Коренные москвичи, которые ездили на трамвае от Белорусского всю жизнь, очень рады его возвращению, да еще в таком обновленном виде. "Он же не звенит, а лишь ласково шуршит по новым рельсам", - прокомментировал глава Союза архитекторов России Николай Шумаков. У автомобилистов, заверяют транспортники, тоже нет причин для волнений, трамвай не добавит пробок, уверяют они. Ведь пойдет он от разворотного кольца через 1-ю Тверскую- Ямскую на Лесную в ту же фазу светофора, что и машины. В целом же пропускная способность этого перекрестка по словам эксперта МАДИ профессора Юрия Васильева даже на 20 процентов увеличится.
- Произойдет это благодаря тому, что мы четко развели все транспортные потоки, собирающиеся на площади перед Белорусский вокзалом, - рассказал он.
Пересаживаться с одного на другой вид транспорта станет тоже удобнее, так как расстояние от остановок до выхода из Белорусского вокзала сократилось в 3 раза - со 150 до 50 метров. Это в свою очередь перераспределит пассажиропоток и ,по слова Максима Ликсутова, снизит загруженность станций подземки на Замоскворецкой и Кольцевой линиях в районе Белорусского вокзала на 5 процентов.
Пешеходы получили более широкие тротуары и место встреч и проводов - в сквере у памятника Максиму Горькому. "Я смотрю в окно на площадь Белорусского вокзала и словно возвращаюсь в детство,- поделилась с корреспондентом "РГ" москвичка Наталья Яковлевна Колли. - Мой дед, архитектор Николай Колли, разрабатывавший первый генплан развития Москвы 1935 года, получил эту квартиру в 36-м доме на 1-й Тверской - Ямской еще в 1938 году. Я в ней родилась и в сквере у памятника все детство прыгала в классики. Когда площадь раскопали, было ощущение, что я живу теперь в чужом городе. И вот, наконец, я снова дома".
Собянин напомнил, что Москва за последние годы вернула исторический облик уже многим площадям города: "Мы научились бережно относиться к памятникам, восстанавливать их. А общественное пространство часто считается второстепенным. Сюда можно пригнать бульдозер и вдруг все перекопать. Это неправильно. Я считаю, что общественное пространство не менее, а может быть и более ценно для любого города. И оберегать его надо так же тщательно, как и памятники".