В Лефортовском суде удалось увидеть троих из задержанных. Все - граждане Таджикистана, самому молодому нет и 18 лет. С судьей общаются через переводчицу - то ли действительно плохо говорят по-русски, то ли после задержания напрочь забыли его. Судья принимает решение - всех троих арестовать на два месяца.
В террористическую группу входил и гражданин России.
- В ходе первичных следственных и оперативных действий установлено, что будущие теракты готовились находящимися в Сирии главарями и эмиссарами "Исламского государства" (запрещенная в РФ организация. - Ред.), - сообщили в ЦОС ФСБ. Спецоперация проходила в подмосковном деревянном доме. На кадрах оперативной видеосъемки видно, как предполагаемые террористы с рюкзаками на спине и в наручниках лежат на полу. Затем оперативники открывают подпол, видны гранаты.
- Аккуратней! - предупреждает боец спецназа ФСБ.
В тазу хранились гранаты, автоматы и патроны. А прямо в кухне была оборудована химическая лаборатория. На полу - канистры с ацетоном и пачки с содой.
В это время взрывотехники ФСБ в пристройке за домом при помощи робота проверяют подозрительное белое вещество, насыпанное в таз. По пробам это триперекись ацетона, очень опасное инициирующее взрывчатое вещество. Его очень полюбили террористы из-за простоты изготовления. Подрывников не останавливает даже то, что многие из них самоподрывались на пероксиде ацетона, из-за чего эта смесь получила название "мать сатаны". В ее состав не входит азот, из-за чего неэффективны стандартные газоанализаторы. При этом пероксид ацетона обладает примерно такой же силой взрыва, как тротил.
Яков Кедми, израильский дипломат, политик, бывший глава (в должности генерал-майора) спецслужбы "Натив":
- Ситуация у вас действительно серьезная. Степень террористической опасности увеличивается. Те, кто готов действовать против России, будут это делать любыми способами. Их число не уменьшается, и поэтому меры по предотвращению терактов должны быть все более и более активными.
Для среднестатистического гражданина РФ информация о том, что кто-то готовит взрывчатку, чтобы использовать ее в местах массового скопления людей, - событие из ряда вон. Спецслужбы к борьбе с террором готовы, а обыватель, по-моему, пока психологически не вполне готов. В Израиле в ситуации террора все живут постоянно. Поделитесь опытом.
Яков Кедми: Во-первых, гражданам следует поддержать действия полиции и спецслужб. Во-вторых, быть готовыми ко всему. Конечно, хорошо, что нашли и обезвредили тех, кто готовил теракты. Но террористы пытаются все время совершенствоваться. Тем не менее жить в такой ситуации надо так, как ты обычно живешь. Да, мы в Израиле так живем всегда. Это уже для нас нормально. И если кто-то думает, что где-то на свете есть место, где все застрахованы от такой опасности, то это не так. Теракты можно предотвратить только работой спецслужб при содействии граждан. Я уверен, что и в этом случае, и в предыдущих, когда предотвращали теракты, немалую роль сыграли рядовые граждане, которые сообщили обо всем подозрительном.
Я правильно понял: каждый просто живет так, как жил, но только стал более бдительным? Или все-таки речь идет о какой-то конкретной помощи полиции и спецслужбам? Кстати, им вообще надо помогать? Может, достаточно просто не мешать?
Яков Кедми: Сохраняйте спокойствие, это уже большая помощь. Нельзя пытаться как-то ограничивать спецслужбы в их действиях. Но помогать можно и нужно только проявлением бдительности. Сообщать спецслужбам, причем немедленно, обо всем, что попало в поле вашего зрения и что вам кажется подозрительным. Как можно больше сообщать при любом подозрении, даже при малейшем. Иные рассуждают: вот, чего я буду лишний раз куда-то звонить, только буду мешать и отвлекать... Не надо мучиться сомнениями: а вдруг это не так? Так это или не так - это спецслужбы пусть определяют.
А подозрительное - это что?
Яков Кедми: И люди, и какие-то их действия. В общем, все, что вызывает ваше подозрение. Но при этом не надо брать на себя функции сотрудников спецслужб. Ваше дело - только сообщить.
Деликатный вопрос. Террорист всегда рассчитывает на общественный резонанс. То есть подразумевается, что журналисты и блогеры, как это ни ужасно звучит, должны усилить эффект взрыва. На ваш взгляд, как СМИ в такой ситуации не навредить? Дайте пару советов.
Яков Кедми: Советы журналистам? Дам, и даже не пару, а три. 1. Правдиво и честно все освещать. 2. Не сеять панику. 3. Сотрудничать со спецслужбами. Если специалисты считают, что какую-то информацию публиковать несвоевременно, то надо к их мнению прислушаться. И давать информацию в таком виде, в каком она может помочь обществу, а не навредить. Журналисты - граждане своей страны, и прежде всего они служат обществу, государству. Просто не забывайте, что это - самое главное.
Подготовил Игорь Елков