17.08.2017 12:16
    Поделиться

    Для логотипа Удмуртии предложили автомат, пельмени и крокодила

    Рассуждения о своеобразии того или иного региона и способе его позиционирования время от времени становятся темой для дискуссий общественности. В номере от 1 июня "РГ-Неделя" рассказала о том, что Кировская область после долгих и противоречивых поисков своего места на туристической карте страны, похоже, вышла на ключевое направление - развитие мест, привлекательных для детей.

    Пять дней мозгового штурма

    А в начале августа Дизайн-выходные прошли в Ижевске. В течение пяти дней известные российские дизайнеры вместе с участниками проекта проводили практикумы, лекции и работали над задачей: как сделать Удмуртию и ее столицу красивыми, комфортными и презентабельными.

    По словам кураторов, чтобы осуществить действительно стоящий проект, не обязательно уезжать в столичные города, достаточно на местах учиться, развиваться, нарабатывать навыки и не забывать общаться со своими коллегами, особенно с теми, кто уже хорошо ориентируется в профессии.

    - В этот раз акцент сделали на работу с проблемами Ижевска, - говорит Михаил Шишкин, креативный директор брендингового агентства Shishki в Санкт-Петербурге. - Обычно такие встречи проходят в формате конференции для дизайнеров, а здесь все начали рассказывать, включаться в обсуждения, помогать и интегрировать усилия местных дизайнеров и тех, кто приехал в качестве кураторов. Были затронуты проблемы среды общественных пространств, проблемы логотипов и брендов местных компаний, которые готовы и хотят воспринимать более качественный дизайн, но не всегда его могут получить. В целом очень важно не решить, что все плохо, а продолжать двигаться, развиваться и понимать, что все в ваших руках.

    Под сукно не ляжет ни один проект

    Перед дизайнерами стояла задача создать внешний облик Удмуртии и Ижевска для инвесторов, сформировать проекты парковых пространств и поискать образы для сувенирной продукции. Пять дней - и все готово.

    По словам сооснователя Дизайн-выходных Вячеслава Правдзинского, несмотря на то что все проекты сейчас находятся в разной стадии готовности, ни один из них не уйдет "в стол", а, напротив, будет взят за основу при последующей работе.

    - Сувенирная продукция - это самый готовый проект. Ребята дорисуют, просили пару дней, чтобы шероховатости сгладить, и дальше мы выкупим у них эти материалы, как обычно бывает, чтобы были права. Либо передадим какой-то из структур, например музею, а возможно, как попросили ребята, выложим в общий доступ - тогда любой предприниматель в городе сможет использовать хороший дизайн для своих сувениров. Важно, чтобы красоты было больше, не важно, кто получает от этого прибыль, - считает Правдзинский.

    Символами сувениров стали Ижевский пруд, пельмени, крокодил, мотоцикл Иж, автомат Калашникова, магнитофон Иж-305 и троллейбус. Также дизайнеры на основе своих иллюстраций создали карту достопримечательностей города.

    - Мы поняли, что важно основывать визуальный образ на каких-то традиционных вещах, культуре и национальных особенностях. Для Ижевска мы создали целый ряд иллюстраций. Это круто, что проект получился не абстрактным, а вполне реальным и его воплотят в жизнь, - рассказала московский художник Катя Куклина.

    Изменения станут заметны через полгода

    Еще одной немаловажной частью Дизайн-выходных стала разработка бренда Удмуртии, которым регион должен обладать согласно недавно подписанному экспортному стандарту. Республика обязана иметь визуальное оформление своей продукции в едином стиле: от буклета до информационного стенда. Также фирменный стиль должен объединять правительство Удмуртии и все министерства и ведомства.

    - Работы, которые выполнили ребята, непременно лягут в основу бренда республики, - пообещал Вячеслав Правдзинский.

    По его словам, горожане должны увидеть изменения в дизайне в ближайшие полгода. Именно столько времени в среднем уходит на разработку полноценного дизайн-проекта. О том, что пятидневные труды точно не пропадут, говорит и один из кураторов проекта.

    - Наша задача не сделать совершенно, потому что на это нужно очень много времени, а настроить процесс улучшения. В этом плане точно произойдут позитивные изменения - их, надеюсь, заметят все, - подытожил Михаил Шишкин.

    А как у соседей?

    Приволжская столица тоже продолжает поиски своего лица.

    - Что такое нижегородский символ-сувенир? - задается вопросом директор департамента культуры Нижнего Новгорода Наталья Суханова на встрече с общественностью в одном из кафе. - В первую очередь он должен быть вкусным. Сыры, чаи, другие продукты могут превратиться в бренды города. Вот и нужно сформировать своеобразный брендбук. Важно найти незабываемый вкус. Что же именно мы должны использовать для сувениров?

    Нижегородцы, перевоплотившись в туристов, предложили свои идеи, которые могут подхватить предприниматели.

    - Часто от туристов можно услышать: "Мы тут в Сети почитали про Нижний Новгород и не поняли", - делится наблюдениями член правления Нижегородской гильдии экскурсоводов Антон Сорокин. - Наш город - символический и сувенирный - практически не представлен в интернете. Кремль, Чкаловская лестница, Стрелка, памятник Горькому работы Мухиной - вот, пожалуй, и все. Когда в интернет-пространстве активно обсуждали скульптуру "Прорыв", спрашивали еще и про нее. Вот с этим багажом знаний о городе туристы приезжают в Нижний Новгород.

    Естественно, гости города ищут сувенирную продукцию с изображением известных им достопримечательностей. И они ее находят, вопрос - какую. Кроме того что Антон Сорокин - экскурсовод, он еще и дизайнер.

    - Мне страшно входить в ворота Дмитриевской башни кремля, - продолжает он. - Магнит, на котором сразу восемь изображений, ужасен. Нижегородскому сувениру необходима дизайнерская концепция.

    Антону Сорокину часто приходится слышать вопрос: "А какой у вас оригинальный местный сувенир? Но не хохлома, ее я и в Москве куплю". На этот вопрос трудно ответить.

    - Говорю: "Пряник", - продолжает экскурсовод. - "Так он городецкий", отвечают мне. С грехом пополам сходила водка "Золотая хохлома". Все, больше нет съедобных сувениров, а они очень востребованы. Семьи с детьми спрашивают: "А есть ли у вас игрушки, которые непосредственно говорят о городе?" Нет. Например, можно создать сборные игрушечные модели уникальной военной техники, которая красуется в кремле и которой славится город - от Т-34 до экраноплана. Рассказывая о деятельности знаменитого конструктора Ростислава Алексеева, часто слышу: "А где купить модель "Ракеты"?" Нигде. "Можно ли купить фигурку с изображением памятника Горькому, планетария, Печерского монастыря, Строгановской церкви?" И снова отрицательный ответ. На память можно увезти только открытку или эксклюзивные, дорогие сувениры. А доступных - нет.

    Конечно, город, носивший имя Максима Горького, не обходится без горьковских сувениров.

    - Мы угощаем гостей чаем, заваренным по-горьковски, - говорит директор музея М. Горького Лариса Моторина. - У нас есть подставки под чай, закладки для книг, открытки, платки и салфетки с вышитым вензелем Екатерины Пешковой. Конечно, обидно слышать, что продукцию, украшенную хохломской росписью, можно приобрести в Москве.

    - Хохлома - неотъемлемая часть нашего региона, - считает главный художник ЗАО "Хохломская роспись" Елена Галкина. - Мы живем и дышим ею. Конечно, нужно привносить новое в традиционный промысел, но это должно быть грамотно, правильно и вкусно. Сегодня мы переносим свои узоры на платки, сумочки, бижутерию, елочные игрушки.

    Поделиться