Зарядная станция тусуровцев питается от городской сети, а внутри установлен преобразователь, который позволяет заряжать электротранспорт. Сейчас в Томске около десятка электроциклов и шесть электромобилей. Владельцы были вынуждены заряжать их от розетки в гараже.
- Зарядная станция по сути - это умная розетка, которая включает в свой состав множество защит. Например, от короткого замыкания и проникновения воды. Она в разы безопаснее бензиновых колонок, - рассказывает аспирант кафедры радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга ТУСУРа, руководитель команды Xtronik Семен Шкарупо. - В перспективе зарядные станции поставим по всему Томску - возле кафе, бизнес-центров, административных зданий. Это станет значительным шагом в развитии электротранспорта в городе. Основные его преимущества - это бесшумность, хорошая динамика, высокая надежность. В двигателе внутреннего сгорания автомобиля есть холостой ход. Если обычный автомобиль стоит в пробке, его двигатель работает и потребляет топливо. В то время как электрический мотор генерирует энергию во время торможения, то есть его механическая энергия превращается в электрическую (работает как электрогенератор) и подзаряжает батарею, когда вы тормозите. У большинства горожан основной маршрут - "дом - работа", а содержание обычного автомобиля обходится довольно дорого. Многие томичи хотели бы приобрести себе электромобиль в качестве основного средства передвижения по городу еще и потому, что такой транспорт позволяет существенно сэкономить средства за счет меньшей стоимости "топлива".
По оценке Шкарупо, одна зарядка электроцикла до полного аккумулятора будет стоить около 25-26 рублей, а электромобиля, в зависимости от модели и мощности, - 80-100 рублей. Первую в Томске станцию можно использовать бесплатно - функция расчета пока отключена. В перспективе же оплата будет производиться согласно потребленной электроэнергии по счетчику, и для зарядки нужно пополнить баланс - примерно как с сотовым телефоном. Мощности станции - двадцати киловатт - хватит на то, чтобы после одного часа зарядки проехать 100-150 километров. Аналоги заряжают аккумулятор для этого же расстояния от четырех до восьми часов.
Так существенно сократить время удалось благодаря ноу-хау - режиму работы переменным и постоянным током. Системой руководит специализированный микроконтроллер, в котором заложена программа, управляющая этим устройством. Другие подробности ее работы ученые не раскрывают - это объект интеллектуальной собственности.
- Мы запускаем мелкосерийное производство в Томске, годовым объемом пятьдесят-сто штук. Переговоры с инвесторами сейчас ведутся, - делится планами Шкарупо. - Сначала оборудуем заправки в Томске, а после выйдем на другие города.
Андрей Поздняков, президент группы компаний "Элекард" (занимается в том числе разработкой систем технического зрения для беспилотных автомобилей), Томск:
- На смену автомобилям с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) придут не просто электромобили, а электроприводные автономобили, работающие в ТкС (Транспорт как Сервис) бизнесе. Этот процесс начнется приблизительно одновременно в Штатах, Китае, Европе в начале 2020-х. Нехватка автономобилей будет преодолена в течение четырех лет. Дальнейший процесс вытеснения персональных авто с ДВС электрическими ТкС автономниками будет везде проходить с одинаковой скоростью: пять лет от старта до финиша - замещения восьмидесяти процентов всех легковых перевозок. Думаю, в Сибири этот процесс завершится к середине 2030-х годов. Электрозаправок нужно будет примерно столько же, сколько сейчас заправок бензиновых, но только розеток потребуется в два-три раза больше, чем сейчас шлангов. Зато их проще построить, а уж поставить дополнительные розетки вообще не вопрос. Думаю, что станции зарядки электромобилей станут очень удобным объектом приложения сил для малого бизнеса. Для старта достаточно порядка десяти процентов от существующей сети бензиновых заправок. Их построят сами ТкС бизнесы. А вот дальше потребуется творчество масс, то есть надежда именно на малый бизнес. Крупные нефтяники довольно долго будут тормозить, рассказывая друг другу, что электромобилей еще очень мало, что даже к 2040 году их будет не более десяти процентов, а значит, бизнес заправок не пострадает более чем на десять процентов. Сейчас они убежденно доказывают, что больше 500 миллионов электромобилей произвести никак не удастся, значит, еще две трети мирового автопарка останется бензиновым, и потребление бензина сократится самое большее на треть. И в самом деле, невозможно же представить, что полтора миллиарда бензиновых автомобилей с ручным управлением просто не будет использоваться...