17.08.2017 19:42
    Поделиться

    В "Гараже" открылась выставка "Музыка на костях"

    Прогуливаясь однажды по санкт-петербургскому "блошиному рынку", солист британской инди-рок группы The Real Tuesday Weld Стив Коутс увидел на одном прилавке странный объект - рентгеновский снимок человеческого таза, по которому шла... звуковая дорожка. Вскоре Коутса познакомили с легендарным питерским бутлегером Руди Фуксом, тот показал англичанину свой архив - и Коутс "пропал".

    ...Возможно, вот он, тот самый первый диск-снимок из коллекции Коутса и лондонского рок-фотографа Пола Хартфилда, которую они привезли в Москву на выставку "Музыка на костях". Снимок в лайтбоксе, освещенной нише в стене галереи - серый, тазовые кости на нем все те же, со стороны, свободной от звуковой дорожки, кривая надпись карандашом "Пэт Бун Хали-Гали". В соседних нишах, как ювелирные украшения в витринах, его собратья - рентгеновские кругляши с ребрами, растопыренными кистями, берцовыми костями с надписями (Rock Round The Clock, "Скажите, девушки", "Оркестр Начинского") и без, с пробитыми посередине дырками.

    - Я был поражен странной, призрачной красотой этого предмета, стал искать другие образцы, другие записи - так постепенно возникла идея архива этих снимков и оцифровки музыки с них, - вспоминает Стив Коутс в одном из интервью. В 2015-м они с Хартфилдом издали книгу "Странная история советской музыки на костях" и начали показывать эти записи публично. Потом пошли концерты, на которых они устраивали перфомансы, в реальном времени записывая музыку на рентгеновскую пленку, используя настоящий рекордер 1950-х годов в рамках своего проекта X-Ray Audio, посвященного советской подпольной музыкальной индустрии 40-60-х.

    Выставка в Музее современного искусства невелика по площади, но подбор раритетов из коллекции двух англичан впечатляет. Это не только "кости" с музыкой, но все, связанное с нашей звукозаписывающей культурой: записи речей Ленина 20-х годов, конверты с дисками Вадима Козина, афиши Петра Лещенко, полосы "Крокодила" с карикатурами на Пресли ("субъект с лицом взломщика с выпученными глазами и сползающей на узкий лоб челкой" - организаторы цитируют на стенах экспозиции эпитеты в адрес короля рок-н-ролла от никогда его не видевшего фельетониста "Огонька"), детали рекордеров и журналы для радиолюбителей. Здесь и продолжение темы - из поздних 60-х: бобины с надписями: "ВИА Rolling Stones", "Кругозоры" с "Битлз". Отдельное место отведено фотографии - и контактные фото поверхностей рентгеновских дисков со сползающей, выцветающей эмульсией смотрятся таинственными абстрактными пейзажами.

    В России на артефактах из легендарного времени, описанного некогда в репризе Александра Филиппенко (" ...и Козел на саксе фа-фа-фа" - помните?), всегда стоял штамп "ретро", пусть и активно ретранслируемый сегодня в стильно упакованном ностальгическом кино и сериалах. Англичане же в каждой бобине, в каждом рентгеновском диске увидели не предельно несовершенный носитель музыки, но и наполненный смыслом артефакт, объемный символ времени, в котором звук и образ сошлись в уникальном, абсолютно реальном, пропитанном музыкой, болью и страстью союзе. Петр Лещенко поет на фоне травмированных костей предплечья, возможно, и сломанных ему на допросах. Кисти рук, словно отталкивающие тебя всеми обнаженными фалангами, "украшают" диск Скотта Рузвельта...

    Выставка невелика по площади, но подбор раритетов из коллекции двух англичан впечатляет

    Но на выставке есть еще и безусловный памятник времени - инсталляция "Бутлегерская", созданная для выставки российским партнером Коутса проектом "Картония": отгороженное от всего пространство, воспроизводящее звукозаписывающую мастерскую хедлайнеров российского музыкального просвещения талантливых радиоинженеров Тайгина и Богословского. Ящик с деталями, нарезанные на заготовки рентгеновские листы, рекордер "Телефункен", на котором кропотливо, по одному, копия за копией, в пику фальшиво-бодряческим советским песням, писались диски с Армстронгом и Эллой, Сокольским и Морфесси. Каждый до реформы 1961 года обходился меломанам в червонец, после реформы - в 5-7 рублей, а Тайгину с Богословским это обошлось в реальные тюремные сроки.

    Поделиться