Речь идет о законе о Музейном фонде России (1996 года), поправки к которому приняты в июле прошлого года (3.07.2016).
Обновленный закон вступил в действие с начала 2017 года. Августовское постановление за №960, о котором идет речь, уточняет порядок действия одной конкретной статьи этого закона, а именно статьи 16. Название ее звучит по-юридически длинно: "Управление музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации".
Поправки к ней были сделаны в июле прошлого года. Их суть сводилась к двум моментам. Прежде музейные предметы и коллекции (речь, напомню только о государственной части Музейного фонда страны) "закреплялись" за музеями и государственными учреждениями "на праве оперативного управления". Теперь управление этими музейными предметами и коллекциями "осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры и органами исполнительной власти субъектов РФ". Иначе говоря, не музеи, а министерство культуры "управляет" музейными коллекциями. Но понятно, что министерство, даже самое большое, не может управлять всеми музейными коллекциями страны. Поэтому термин "оперативное управление" исчез.
А что же государственные музеи? На каких юридических основаниях они будут хранить свои коллекции и работать с ними? В новой версии статьи 16 закона о Музейном фонде России им не передается функция управления от органов федеральной власти или субъекта федерации, как было раньше. Теперь музейные коллекции и предметы из государственной части Музейного фонда России, по статье 16, "могут передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, вместо "оперативного управления" музеи, как "и другие организации", могут получают коллекции "в безвозмездное пользование" после заключения договоров. Ключевые слова тут, конечно, "могут" и "другие организации".
Нынешнее августовское постановление правительства и прописывает порядок заключения договоров.
Именно поэтому постановление вызвало такой интерес в профессиональной среде.
Комментарии дал президент Союза Музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и зам. директора департамента культурного наследия министерства культуры России Наталья Васильевна Чечель.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России:
Изменения в законе о музейном фонде обсуждались с музейщиками?
Михаил Пиотровский: Да, закон о музейном фонде обсуждался очень активно министерством культуры вместе с музейным сообществом. К сожалению, некоторые статьи закона оказались прямо противоположными тому, на чем настаивали музейные профессионалы. Например, электронный государственный каталог музейного фонда признается главным учетным документом для всех музеев.
Сейчас, в частности, идет речь о статье 16 закона о музейном фонде, откуда выпало понятие "оперативного управления". А рядом и вместо него в законе речь идет о "безвозмездном пользовании" музейными коллекциями музеями и другими организациями.
Разница в терминах принципиальна?
Михаил Пиотровский: Это маленькая хитрость. Договор на безвозмездное пользование заключается на определенный срок. Он может быть прекращен. На мой взгляд, этот термин менее эффективен, чем "оперативное пользование" и закрепление коллекций в управление за музеем.
В статье не прописаны "другие организации". Может быть, речь идет о передаче музейных вещей из запасников крупных музеев в региональные?
Михаил Пиотровский: Начнем с того, что музей - это живой организм. И для него запасник не менее, если не более важен, чем экспозиция. Кроме того, закон о музейном фонде охраняет музейные коллекции. По этому закону коллекция музея не может быть раздроблена, кроме случаев, когда она неправильно используется, либо когда музеи договорятся о передаче отдельных музейных предметов. Этот пункт сохранился в законе о музейном фонде.
Упомяну и о том, что практика 1920-х годов, когда перераспределялись коллекции и экспонаты из крупных центральных музеев и отправлялись в провинциальные музеи, была одной из трудных страниц в истории отечественных музеев. Не секрет, что в результате многие произведения погибли. Например, все, что было передано из Эрмитажа на Украину, погибло во время войны.
Тогда о каких "других организациях" идет речь?
Михаил Пиотровский: Мне трудно об этом судить. Союз музеев России это беспокоит.
Только что в Костроме проходил Президиум Союза музеев, где мы говорили о ситуации с музейными фондами, с государственным каталогом, который подгоняет не компьютерный учет под музейную документацию, а музеи под компьютерный формуляр. Про отказ введения в оперативное управление целого ряда музейных экспонатов из вспомогательных фондов, которые министерство культуры отказывается содержать. А вспомогательные музейные фонды - это тоже музейные вещи, которые нужно беречь. А если нет финансирования, но может возникнуть вопрос - почему бы их сразу куда-нибудь не отдать. И тут есть механизм, каким образом это можно делать.
Это беспокоит, поскольку это дает возможность отдельным чиновникам министерства культуры решать судьбы музеев без достаточного количества согласований и ограничений.
Что входит во вспомогательные фонды?
Михаил Пиотровский: Например, это могут быть документы и вещи, только что собранные, которые станут музейной ценностью через 10 лет. Музеи, работающие с современным материалом, часто с этим сталкиваются…
Об этом много писалось, говорилось. Я лично написал письма в министерство культуры по поводу документации и функционирования закона о музейном фонде.
Музейный фонд на самом деле это очень хорошая вещь в принципе. Но с другой стороны, именно наличие музейного фонда позволило в свое время распродавать коллекции Эрмитажа и нескольких других музеев в середине 1930-х годов. Потому что все решалось только органами государственной власти. Музеи ничего не могли поделать.
Но те времена, слава Богу, прошли.
Михаил Пиотровский: Музейное пространство России в 1990-е годы сохранилось в том числе благодаря неплохим законам, которые в те годы помогли защитить музеи от разорения. Единственная категория государственного имущества, которая в эпоху перестройку почти не была разорена, это музейный фонд. Была еще Академия наук.
Надеюсь, что ошибаюсь, но сейчас просматриваются тенденции к созданию условий для перераспределения музейного фонда РФ - его государственной части, и возможного его облегчения. Мы составили единый государственный музейный каталог. Нам говорят, что, дескать, довольно много одинаковых вещей в разных музеях, зачем их столько… Кое-что можно отдать, продать, почему бы нет… Мы часто слышим разговоры, что в музеях у вас столько всего неважного, и почему бы это не облегчить.
Вызывает беспокойство парадоксальная ситуация, когда усиление бюрократии стимулирует психологическое отторжение от государственной системы обеспечения жизни культуры и ее учреждений и далее - облегчает приватизацию.
Чем вызвана необходимость постановления?
Наталия Чечель: Постановление предусмотрено статьей 16 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016).
В соответствии с законодательством одновременно действуют 2 порядка передачи музейных предметов, являющихся государственной собственностью и включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям.
Один порядок регламентируется статьей 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
До вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 357-ФЗ передача музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности регламентировалась статьей 5 Положения о Музейном фонде Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российский Федерации" (в редакции от 03.07.2016) Минкультуры России уполномочено на утверждение Положения о Музейном фонде Российской Федерации (п. 5.2.11 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 в редакции от 20.12.2016).
В связи с вышеизложенным, Постановление Правительства от 12.02.1998 № 179 подлежит отмене, часть его положений перенесена в Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (в редакции от 03.07.2016).
При этом, порядок передачи музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности и включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, определен частями 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 357-ФЗ.
Форма трехстороннего договора, предусмотренная частью 6 статьи 2 определена Приказом Минкультуры России от 05.05.2009 № 226, он продолжает действовать.
Второй порядок регламентируется статьей 16 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в редакции от 03.07. 2016) и определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 № 960 "Об утверждении Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям".
В порядке, установленном указанным постановлением передаются:
1. культурные ценности, конфискованные правоохранительными органами, культурные ценности обращенные в доход государства решением суда, а также предметы, приобретенные за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации; после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 №357-ФЗ.
2. археологические предметы, являющиеся государственной собственностью в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 25.06. 2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при передаче муниципальным музеям. (За государственными музеями археологические предметы закрепляются на праве оперативного управления).
3. музейные предметы, являющиеся государственной собственностью и переданные в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и организациям по трехсторонним договорам (приказ Минкультуры России от 05.05.2009 № 226) в случае реорганизации и/или ликвидации музея.
Форма двухстороннего договора регламентируется приказом Минкультуры России, который планируется к утверждению в течение августа-сентября 2017 года.
Обращаю внимание, что музейные предметы, приобретенные за счет средств учредителя, закрепляются за музеями на праве оперативного управления в соответствии с ГКРФ и федеральным законом № 54-ФЗ.
Таким образом, одновременно в музеях субъектов Российской Федерации (государственных) могут находится предметы:
- в оперативном управлении (переданы учредителем- субъектом РФ);
- в безвозмездном пользовании - предметы, являющиеся федеральной собственностью (передаются Минкультуры России).
В муниципальных музеях (негосударственных) могут находится предметы:
- в оперативном управлении (переданы учредителем - органом местного самоуправления);
- в безвозмездном пользовании - музейные предметы, являющееся собственностью субъекта РФ (передаются Правительством субъекта РФ),
- в безвозмездном пользовании - музейные предметы, являющиеся федеральной собственностью (передаются Минкультуры России).
Идет ли речь о выставках или о передаче части работ из запасников в региональные музеи?
Наталия Чечель: Нет, не идет. При осуществлении выставочной деятельности музейные предметы передаются во временное пользование, а не в безвозмездное пользование, следовательно, действие Постановления № 960 на них не распространяется.
Какие организации, кроме музеев, подразумеваются под "другими"?
Наталия Чечель: В соответствии со статьей 2 Постановления № 960 - это организации, использующие музейные предметы в целях осуществления просветительской, научно-исследовательской, и образовательной деятельности, а также осуществляющие учет, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов. Например, музеи вузов.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"