Крупнейшим дилером АВТОВАЗа в России стала казахстанская компания

Российский автомобильный рынок демонстрирует всё более устойчивые сигналы восстановления - июль стал пятым месяцем роста после непрерывного падения сбыта, длившегося более четырех лет. Но двукратное усыхание "рыночного пирога" и слабый рубль изрядно выкосили ряды дилеров. С 2014 по 2016 годы их число сократилось с 4,2 до 3,5 тысяч. Только за минувший год прекратили работу 300 автоцентров.

На этом депрессивном фоне остался незамеченным обратный тренд в дилерской сети крупнейшего игрока российского авторынка. Реформируя собственную инфраструктуру продаж и сервиса в Сибири и Зауралье, АВТОВАЗ пригласил на домашний рынок своего давнего казахстанского партнера - группу "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Под контроль компании из Казахстана перешли 12 автоцентров в 10 городах. Экспансия коллег из соседней республики не ограничилась регионами к востоку от Урала - в июле "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" завершил сделку по приобретению еще трех автоцентров LADA в Санкт-Петербурге. Как следствие по итогам июля холдинг занял первую строчку в федеральном списке дилеров LADA по показателям сбыта.

Как казахстанская компания за два года стала главным дилером АВТОВАЗа в России рассказал председатель совета директоров группы "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" Анатолий Балушкин.

- Анатолий Михайлович, вашу группу связывают с АВТОВАЗом 25 лет непрерывного сотрудничества. В 2001 году "БИПЭК АВТО" получила статус эксклюзивного импортера автомобилей LADA на рынке Казахстана. Спустя год при непосредственном участии АВТОВАЗа в Усть-Каменогорске был построен автосборочный завод, сегодня он выпускает всю линейку LADA. Вместе вы ведете строительство мощностей полного цикла. Казахстан - крупнейший экспортный рынок для АВТОВАЗа. И все-таки, одно дело - сотрудничество на внешнем рынке, и совсем другое - проникновение твоего партнера на "домашнее поле". Случай для российского рынка уникальный. Как вам это удалось?

- Наше партнерство это история доверия. Здесь вы правы. Говоря образно, мы всегда мыслили себя древком копья АВТОВАЗа, которое пробивает броню обстоятельств. И речь не только о личных отношениях топ-менеджеров.

- Менеджмент АВТОВАЗа менялся с известной регулярностью.

- Это право акционеров компании. Нам всегда удавалось находить взаимопонимание. Как на уровне первых лиц. Так и на уровне команд, что не менее важно.

Но предложение о выходе на российский рынок было продиктовано холодными рациональными соображениями. В качестве казахстанского дилера LADA мы много лет подряд обеспечивали марке более сильные позиции, нежели на рынке России. Хотя уровень конкуренции на нашем рынке сопоставим с российским.

Скажем, в докризисном 2013 году долю LADA в Казахстане мы подняли до 41% против 16,4% в РФ. И это рукотворный результат. Мы успешно развернули собственную сеть в 27 городах страны. Популярность LADA по нашу сторону российско-казахстанской границы в среднем вдвое превышала аналогичные показатели Барнаула, Омска, Новосибирска - городов, которые территориально находятся ближе к штаб-квартире нашего холдинга (располагается в г.Усть-Каменогорске на востоке Казахстана ), чем многие наши казахстанские филиалы.

- И вам предложили пересечь государственную границу?

- В условиях Евразийского союза этот "марш-бросок" оказалось сделать легче. Три года назад АВТОВАЗ взял курс на кардинальное реформирование дилерской сети. И значительную её часть составляла инфраструктура ОАО "Лада-Сервис". Это дочернее предприятие АВТОВАЗа, правопреемник еще ВАЗовской сети советских времен. Нам предложили заняться модернизацией автоцентров "Лада-Сервис" в Сибирском, Уральском, а затем Приволжском федеральных округах.

В сентябре 2014 года соответствующее соглашение было подписано в присутствии президентов России и Казахстана. Основная работа развернулась с 2015 года.

Первыми мы приобрели автоцентры в Барнауле, Омске, Новосибирске и Новокузнецке. Затем Челябинск и Шадринск.

- Речь шла о действующем бизнесе?

- Эти активы мы приняли в разном состоянии.

Если говорить о барнаульском или шадринском автоцентрах, они отлично подошли бы для съемок хоррора о жизни детройтских окраин. Выбитые окна, заколоченные двери, горы мусора. Ни тепла, ни электричества - всё отключено за неуплату. Местные работники не видели заработной платы по полгода. Поэтому всё, что могло быть сдано на металлолом, к нашему приходу уже блистало своим отсутствием.

Анатолий Балушкин: Убежден, нынешняя команда АВТОВАЗа обеспечит марке новый прорыв. А мы сделаем всё, чтобы приблизить его на региональном уровне. Мы это умеем.

Новосибирский центр работал, но вел только техобслуживание. Правда от имени подставного юрлица, мимо кассы, и силами людей в телогрейках - отопление было отключено. Оргтехника расхищена. Дилерский контракт центра отозван, поэтому о продаже автомобилей речи не шло. В такой же ситуации находился челябинский центр.

Автоцентр в Новокузнецке стоял практически без крыши. Кроме судебных исполнителей его никто не посещал. Только омский центр вел полноценную деятельность. Но тоже требовал финансового оздоровления и модернизации.

- Давайте сделаем шаг назад. Почему автоцентры, принадлежащие АВТОВАЗу, оказались в таком состоянии?

- Вопрос непростой. Вплоть до недавнего времени в фокусе внимания АВТОВАЗа оставались производственные вопросы. Тема реорганизации сети оказалась на втором плане. Финансовое состояние компании не позволяло отвлекать ресурсы на инвестиции в инфраструктуру.

Плюс недостаток контроля за наемным руководством на местах. Некоторые директора, ранее возглавлявшие центры - хоть и работали в условиях рынка, навыки сомнительной работы с социалистической собственностью не растеряли.

Мы провели тотальную санацию бизнеса. Выплатили задолженность по заработной плате и неустойки клиентам. Погасили долги перед ЖКХ, банками, АВТОВАЗом. Заплатили налоги.

- В какую сумму это обошлось?

-  Если говорить о шести названных автоцентрах, то на сегодня в них инвестировано 586 млн рублей.

- Насколько оправданно было вкладываться в проблемные активы?

- К этой категории можно отнести только пять автоцентров. Пять из пятнадцати. К тому же стоимость активов определяется периодом их приобретения - самая темная ночь, как известно, накануне рассвета и рыночного отскока. Мы вошли на рынок на второй год его падения. Оптимальная точка входа. Тем более что продажи LADA возобновили рост почти на год раньше рынка - в середине 2016-го.

К тому же для нас это интересная задача - вдохнуть жизнь в "намоленные" автоцентры, куда народная тропа проложена еще в советские времена. С точки зрения локации это лучшие объекты, зачастую не требующие рекламы. А, скажем, в том же Шадринске с нашим приходом LADA вовсе вернулась на рыночную карту города - это единственный автоцентр марки.

- Но динамикой продаж вы довольны?

- Мы крепко удерживаем 32% рынка LADA в регионах присутствия. Но это средний показатель. Допустим, в Новосибирске и Омске у нас более 70% сбыта марки, в Тюменской области и Барнауле - 58%.

- В том числе за счет автоцентров, не связанных с АВТОВАЗовской дочкой?

- Совершенно верно. Мы приобрели, что называется, на рынке еще два центра в Новосибирске, три автоцентра в Тюмени, плюс Тобольск, Ишим и Кемерово.

Перемены впервые в истории АВТОВАЗа происходят с такой фантастической скоростью. Ян Птачек (вице-президент по продажам и маркетингу – прим.ред.) и Макс Миссана (директор по экспорту) это профессионалы с колоссальным опытом. Они успешно решали задачи, схожие с теми, что стоят сегодня перед АВТОВАЗом. Сам господин Мор, я напомню, сделал румынское производство Renault самым эффективным подразделением альянса».

- Ваше появление в этих регионах как-то повлияло на позиции LADA?

- Не везде, но доля в Новосибирске за два года выросла с 18% до 20%, в Алтайском крае - с 16% до 20%, в Кемеровской области - с 18% до 21%, в Челябинской - с 17% до 22%. Разумеется, это результат коллективной работы. Но наша лепта здесь ощутима. Клиенты LADA уже успели почувствовать, насколько гибко работает новый дилер в нашем лице. Только для оперативной переброски автомобилей - в точку, где их ждет покупатель - у нас работает парк из 38 собственных автовозов. Наш "распределенный ресурс" дал клиенту новые возможности выбора.

- К вопросу о выборе... В начале года в России вновь заговорили о запрете правого руля. Как вы относитесь к этой инициативе?

В Казахстане техрегламент запрещает ввоз праворульной техники с 2007 года. Эта мера была своевременной и обоснованной. Речь ведь идет о безопасности - при обгоне ты не видишь встречного потока. Но и становление цивилизованного рынка этот шаг серьезно ускорил. Насколько необходим сегодня такой запрет в России? Думаю, он уже не актуален - импорт праворулек давно иссяк.

- Рынок сегодня складывается в вашу пользу. Продажи в России растут пятый месяц подряд, а сбыт LADA "в плюсе" начиная с июня прошлого года.

Рынок это чудовище с тремя рядами зубов. С ним следует разговаривать в жесткой ультимативной форме. Каждый процент рыночной доли - это результат изнурительной борьбы на выживание. Именно так мы привыкли воспринимать рынок. Важно уметь сохранять хладнокровие и на восходящей волне, и на спаде.

- В июле "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" стала собственником "Р-Моторс ЛАДА", крупнейшего в Петербурге дилера АВТОВАЗа, владеющего тремя автоцентрами. Означает ли это начало экспансии в европейской части России?

- Для нас это не рядовое событие. И это не только стратегическая точка на карте.

- За счет питерского актива вы стали крупнейшим дилером в России…

- Да, наша доля выросла до 4%. Пока до 4%. Но я о другом. "Р-Моторс ЛАДА" - один из самых успешных и технологичных игроков в дилерской сети LADA. Центры компании входят в первую пятерку по качеству продаж и сервиса в федеральном зачете. Это не моя оценка. Это оценка аудиторов АВТОВАЗа.

Мы рассчитываем, что опыт команды "Р-Моторс ЛАДА" в операционном менеджменте и автоматизации, её практики работы с клиентом найдут применение в нашей сети за пределами Петербурга.

- Это не последний город на карте вашей дилерской сети?

- Следующий шаг связан как раз с Петербургом - в ближайшее время мы приобретаем еще один центр, напротив МЕГА-Дыбенко. Далее ожидается сделка в Кургане. В марте господин Мор (президент АВТОВАЗа Николя Мор - прим.ред.) анонсировал 13%-ный рост продаж LADA в текущем году. По итогам первого полугодия мы убедились в точности этого прогноза. Поэтому географию присутствия на растущем рынке будем расширять.

- Напряженная инвестпрограмма. Сколько на сегодня вложено в построение российской сети?

- 3 млрд рублей. Но это не только приобретение центров и их переоборудование. Сейчас внушительной статьей расходов для дилеров АВТОВАЗа стал ребрендинг - меняется облик шоурумов, сервисных зон. В июне мы запустили первый центр, полностью отвечающий новым стандартам - в Кемерово. Еще четыре пройдут ребрендинг этой осенью.

- Что вы думаете о готовящихся новинках - Vesta SW и SW Cross?

- Стив Маттин (главный дизайнер АВТОВАЗа - прим.ред.) - революционер. Еще три года назад мало кто верил, что LADA может выглядеть на уровне сегодняшних Vesta и XRay. Универсал и кроссовая версия, я уверен, перевернут расклад сил в сегменте. Но самое интересное нас ждет с выходом линейки на базе XCODE. Взгляните на этот концепт, и вы поймете, что вся молодая аудитория скоро пересядет на машины Стива Маттина. Включая "золотую молодежь". То, что на бампере будет шильдик LADA - это "вишенка на торте".

- Поток шуток на тему "Лады" в КВНе и "Камеди" уже пошел на спад.

- Было бы интересно посмотреть, как ребята выступят со своими репризами в Тольятти или Ижевске.

Да, когда-то "Жигули" проигрывали в качестве. Но всё компенсировала уникальная цена. Сегодня, в составе Renault-Nissan, АВТОВАЗ поднял инженерные решения и систему качества до уровня альянса. Шутки кончились.

- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю команду, возглавляющую продажи и маркетинг в АВТОВАЗе?

- Думаю, перемены в этом блоке впервые в истории АВТОВАЗа происходят с такой фантастической скоростью. Ян Птачек (вице-президент по продажам и маркетингу - прим.ред.) и Макс Миссана (директор по экспорту) это профессионалы с колоссальным опытом. Они успешно решали задачи, схожие с теми, что стоят сегодня перед АВТОВАЗом. Сам господин Мор, я напомню, сделал румынское производство Renault самым эффективным подразделением альянса.

Работа с управленцами такого уровня это честь для нас и возможность роста собственных компетенций. Убежден, нынешняя команда АВТОВАЗа обеспечит марке новый прорыв. А мы сделаем всё, чтобы приблизить его на региональном уровне. Мы это умеем.

Справка

Группа компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" - крупнейший холдинг на рынке Казахстана. Основан в 1992 году. Оборот: 231 млн (2016 г.).

В состав группы входят автосборочный завод "АЗИЯ АВТО" (г.Усть-Каменогорск), выпускающий полный модельный ряд автомобилей LADA, а также дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие продажи и обслуживание автомобилей марок LADA, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault на рынке Казахстана.

С 2001 года компания выступает генеральным импортером автомобилей LADA на рынке Казахстана. В начале 2015 года группа совместно с АВТОВАЗом развернула обширную программу по модернизации дилерской сети LADA в Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах. Собственные автоцентры холдинга открылись в 10 городах России.

Также "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" совместно с АВТОВАЗом ведет в г.Усть-Каменогорске строительство автомобильного завода полного цикла мощностью 120 тысяч автомобилей.

Мажоритарным акционером группы "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" является Анатолий Балушкин (№39 списка богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes).

Статья на правах рекламы