19 августа исполняется 80 лет со дня рождения Александра Вампилова. О значении этого навсегда оставшегося молодым драматурга XX века рассуждает молодой драматург XXI века Ярослава Пулинович.
На моей родине в маленьком сибирском поселке есть дворик моего детства. Там все так же, как было когда-то. Все так же цветет сирень, на скамейке с облупившейся краской не хватает доски посередине, из окна, выходящего во двор, раздается музыка - Анжелика Варум, точно так же, как и 20 лет назад, хочет "вернуться и ворваться в городок". И кажется, что вот сейчас придет из магазина бабушка и позовет пить чай - еще здоровая, еще молодая, что дед, еще живой, вернется с работы и подзовет к себе живую и верткую собаку Ланку, чтобы потрепать по загривку. Кажется, что стоит только сесть на эту скамейку, все именно так и случится - мои родные сойдут как будто с фотографии - молодые, веселые, здоровые, и мы все обнимемся, и время станет над нами не властно.
Похожие чувства вызывают у меня и пьесы Вампилова.
Недаром пьесы Вампилова имеются в репертуаре практически каждого российского театра. Чаще всего ставят, конечно, "Старшего сына".
Думаю, не случайно именно эта вампиловская пьеса имеет такой успех на театральных подмостках нашей огромной страны. Легкая, комедийная, остроумная - такой она кажется на первый взгляд. И именно так многие театры и играют ее - как комедию, легко, не задумываясь. Главное, чтобы зритель смеялся. Но у Александра Вампилова "чеховское" дыхание, и там, где у него смешно, обязательно потом станет грустно. Хотя в отличие от Чехова Вампилов все-таки верит в чудеса, и вера эта передается и его героям, и читателям.
Что удивительно у Вампилова - его герои никогда не выходят "из-за кулис" и не уходят "в кулису". Они не стоят "на авансцене", не обращаются к зрителям. Они выходят во двор, живут в доме, уходят через калитку, разговаривают друг с другом и изредка по телефону. Они дышат воздухом, страдают с похмелья, их кусают комары и мошки. Сейчас кажется очевидным, что все эти "уходит в кулису", "на сцене стоит стол" и прочее - прошлый век и практически уже дурной тон, современные драматурги давно так не пишут, но вот откуда это знал молодой Вампилов в шестидесятые годы, когда у его соратников герои повсеместно "ходили по сцене"? Видимо, в этом и заключается особый вампиловский дар - создавать свой мир, в котором все живые, в котором вообще нет сцены, нет условности, а есть только кусок жизни, со всеми ее причудами и сложностями.
Я видела штук восемь "Старших сыновей" в разных театрах. Но больше всего мне запомнился спектакль Михаила Скоморохова в Пермском театре юного зрителя. Запомнился в первую очередь решением. Бусыгин и Сильва в нем, провожая двух девушек с дискотеки, приходили из современного мира - в начале спектакля они долго петляли между какими-то гаражами, разрисованными граффити, по дороге слушали музыку с телефона, обсуждали "приколы с ютуба". Когда девушки оставляли своих кавалеров с носом, Бусыгин с Сильвой, пытаясь найти дорогу к станции, вдруг попадали в некий временной портал - обнаруживали старые ворота, заросшие плющом, и оказывались в волшебном "предместье" ("Предместье" - именно так назывался один из вариантов этой пьесы). А там, в старом доме, живет семья Сарафановых - добрый и немного нелепый музыкант Андрей Григорьевич, его дети - пылкий и наивный Васенька, чистая и строгая Нина…
И именно поэтому для изгнанного из этого мира Сильвы изгнание становится настоящей трагедией - никогда ему больше не найти дорогу в заколдованное предместье, никогда больше не разыскать маленький дворик со старым тополем.
Герои Вампилова зачастую люди потерянные, мятущиеся. Про таких говорят "сами не знают, чего хотят". Они бесконечно куда-то рвутся и от чего-то бегут. Шаманов из "Прошлым летом в Чулимске" мечтает поскорее выйти на пенсию, а Зилов из "Утиной охоты" - уехать из города, пострелять уток. Но за внешней апатией и тоской скрывается внутренняя трагедия деятельного мужчины, человека, у которого отобрали возможность что-либо решить, изменить, создать. Так, все тот же Зилов работает в совершенно бессмысленном Бюро технической информации и занимается написанием точно таких же бессмысленных отчетов, а Шаманов уезжает работать следователем в глухую деревню, потому что больше не верит ни в справедливость, ни в себя. Однажды он попытался добиться правды и засудить сбившего пешехода сынка блатных родителей, но молодому следователю быстро обломали крылья и предложили уволиться "по собственному".
Вампилов, конечно, не был никаким антисоветчиком, но,как человек талантливый и честный, он, мне кажется, удивительно точно описал состояние человека "эпохи застоя".
Вынужденная имитация деятельности, повсеместное фарисейство, невозможность что-либо решить и сделать без надзора власти уводят героев Вампилова в алкоголизм, в пространные философские рассуждения, на поиски новой любви, которая, как им кажется, способна дать силы жить дальше.
И при всем при этом пьесы Вампилова удивительно светлы. И каждый раз, перечитывая Вампилова, умом понимаешь - наверняка все его герои давно спились в перестройку или доживают свой век в хрущевках провинциальных городков, но вслед за автором сердцем продолжаешь верить - нет, они живы, они остались жить в волшебном Предместье, осталось только отыскать туда дорогу.