Причем первый вуз - муниципальный, а второй - негосударственный. Рособрнадзор не раз выдавал предписания муниципальному Институту права и экономики и в прошлом году частично лишал его госаккредитации. Студенты института от приостановки лицензии не пострадают. Их готовы принять три региональных вуза - Елецкий госуниверситет, Липецкий государственный технический университет и Воронежский экономико-правовой институт. Письма о том, что студенты могут перевестись в эти организации, есть на сайте Института права и экономики.
В Рособрнадзоре также рассказали, что запрещен прием в два негосударственных вуза - Северо-Кавказский гуманитарный институт и Институт иностранных языков. Обычно прием заявлений и зачисление в негосударственные вузы идет гораздо дольше, чем в государственных. К примеру, в Северо-Кавказском гуманитарном институте зачисления начнутся только в конце сентября (на сайте указана дата - 28 сентября), так что запрет приема может сказаться на наборе. В Институте иностранных языков тоже могут быть трудности.
Еще один негосударственный вуз - Институт бизнеса и дизайна лишился государственной аккредитации. Это значит, что институт не сможет выдавать дипломы государственного образца. Председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России ректор РосНОУ Владимир Зернов согласен с тем, что запрет приема очень негативно отразится на работе вузов.
- В любом случае негосударственные вузы несут имиджевые потери. Хотя сегодня в России не менее 150 негосударственных вузов дают хорошее образование и эффективно управляют своими средствами. Например, строительство общежития обходится негосударственному вузу в 10 раз дешевле, чем госвузу. При этом негосударственные вузы получили в этом году только 0,1 процента бюджетных мест, - говорит Владимир Зернов. По его словам, в негосударственных вузах продолжают появляться новые специальности, в том числе технические. Что касается муниципальных вузов, по мнению Владимира Зернова, эта форма управления для нашей страны не самая удачная. Меняется руководство муниципалитета - многое сразу меняется и в вузе. Видимо, самая эффективная модель для высшего образования - государственные и негосударственные вузы.
Ректоры отмечают, что в последние годы у абитуриентов наметилась тенденция - они чаще выбирают платные отделения государственных вузов, чем негосвузы. Еще одна важная деталь - каждый год увеличивается число выпускников, которые успешно сдают ЕГЭ. Одновременно растет разрыв между троечниками и двоечниками, которые не планируют учиться в вузах, и теми, кто претендует на поступление. Почти для всех таких успешных выпускников хватает мест в госвузах. Это еще одна причина того, что платные университеты и институты теряют абитуриентов.
По словам министра образования и науки России Ольги Васильевой, 57 процентов выпускников школ смогли поступить в этом году на бюджетные места. И этих мест стало больше, чем годом ранее.
Между тем
Госэкзамен по русскому языку может быть устным. Министр образования и науки Ольга Васильева пояснила, что в пилотных регионах устный экзамен по русскому языку в 9-м классе станет допуском к аттестации - так же, как сочинение в 11-м классе. Если пилотный проект станет успешным, то устный экзамен может стать обязательным для всех. Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) уже представили для всеобщего обсуждения модель устного экзамена, который состоит из трех частей. Учеников попросят прочитать вслух небольшой текст научно-популярного характера, принять участие в условном диалоге, а потом приготовить монолог на заданную тему. Например, выпускника могут попросить описать фотографию, где изображена девушка, читающая книгу. Надо будет не только описать фото, но и рассказать, какие книги читаете вы, как и откуда узнаете о новых книгах, какое произведение порекомендовали бы другу. Это напоминает устную часть в ЕГЭ по иностранным языкам. Еще один вариант устной части - традиционная беседа на выбранную тему с членами экзаменационной комиссии. Пробная апробация обеих моделей прошла в трех регионах - Московской области, Татарстане, Чечне.
Эксперты отмечают, что технологически провести устный экзамен по русскому непросто. Нужны видеокамеры и аудиоаппаратура. Но это не все. Как будут сдавать экзамен слабослышащие, глухие ученики и другие школьники с особыми образовательными потребностями? Ответов пока нет.