Новинку под рабочим названием ТВС-2ДТС показали авиационному миру недавно на Международном авиационно-космическом салоне-2017 в Жуковском. ТВС2ДТС - это новый, усовершенствованный вариант знаменитого Ан-2 - легендарного "кукурузника". Он, кстати, тоже впервые был построен в Новосибирске. Работа над цельнокомпозитным самолетом началась по государственной программе развития авиапромышленности, которая стартовала в 2011 году. Как говорил в начале реализации проекта главный конструктор института Григорий Анохин, институт получил госзаказ на отработку технологий по созданию семейства самолетов для внутренних линий.
В результате появился самолет, который сохранил все преимущества Ан-2. В первую очередь, способность стартовать и садиться на небольших грунтовых площадках. Эти преимущества ценят нефтяники и газовики, объекты которых не соседствуют с подготовленными авиаплощадками. Легковесные самолеты можно использовать в трудноступных районах, в сельском хозяйстве, для тушения пожаров, в МЧС. Как предполагают специалисты, самолет может быть востребован как в санитарной и лесопожарной авиации, так и в Вооруженных силах РФ.
Он заметно превосходит по главным характеристикам других своих предшественников - ТВС-2МС (ремоторизированный Ан-2) и ТВС-2ДТ, у которого только крылья выполнены из композитного материала. Новая модель отличается тем, что практически полностью, за исключением отдельных небольших деталей, выполнена из композитных материалов. Правда, материал пришлось закупать в Италии, так как в России не производят аэрокосмический композит - углепластик.
ТВС-2ДТС способен развивать скорость до трехсот километров в час и совершать перелеты протяженностью до 4,5 тысячи километров. Как отметил начальник опытного конструкторского бюро СибНИА Вячеслав Писарев, это стало возможно благодаря жесткому крылу. У "кукурузника" крыло представляет собой металлическую раму, обтянутую полотном, которое начинает рваться на скорости свыше 180-200 километров в час. Кроме того, в жестком крыле можно разместить дополнительные топливные баки, что увеличивает дальность полета с примерно на тысячу километров. Скажем, ТВС-2ДТ, появившийся в 2014 году, летал на МАКС с одной посадкой, а новому она не понадобилась вообще. Полет из Новосибирска занял одиннадцать часов двадцать минут, обратный путь - десять часов.
Новый самолет может поднимать на борт 2,5 тонны груза, а "Аннушка" справлялась только с полутора тоннами.
Уникальная система запуска турбовинтового двигателя позволила снизить массу накопителя и увеличить ресурс аккумуляторов в два-три раза. Такая система запуска способна работать при температуре до минус 50 градусов.
Теперь новосибирские специалисты оценивают итоги МАКС-2017 и работы машины при столь дальних перелетах. Перспектива, пусть и не самая близкая, - организовать серийное производство цельнокомпозитного ТВС-2ДТС. Для этого, по словам специалистов, необходимо выпустить пять машин.
Возможно, что производство будет организовано в Бердске - городе-спутнике Новосибирска. Там предполагается создать летно-исследовательскую базу предприятия и проводить испытания воздушных судов, которые могут садиться на грунт.
Научный руководитель СибНИА профессор Алексей Серьезнов подтвердил, что в дальнейшем предполагается на условиях ГЧП построить небольшой завод мощностью около двадцати машин в год. На это потребуется 25-35 миллионов долларов инвестиций. Предположительно первые композитные самолеты будут стоить не менее полутора миллиона долларов, что на треть дороже ремоторизированного Ан-2. В ближайших планах новосибирских конструкторов - приступить к созданию цельнокомпозитного аналога Як-40.
Работа над созданием нескольких типов самолета, включая ТВС-2ДТС, ведется в рамках федеральной программы, на эти цели в последние два года были выделены шестьсот миллионов рублей.