Материалы для строительства судов стали легче и прочней

В современном мире материалы для строительства судов становятся легче и прочней. Сейчас на первый план выходят полимерные композитные материалы.

Об их свойствах корабелы могут говорить бесконечно. "Возможность сочетать в одном материале высокую прочность и химическую инертность, а также вибро-, звуко- и радиопоглощение объясняет выбор именно этого материала для изготовления различных видов военных кораблей и гражданских судов", - говорит гендиректор компании "Средне-Невский судостроительный завод" Владимир Середохо.

По его словам, главное преимущество композитов - не в снижении стоимости корабля, как может показаться на первый взгляд, а в том, что они дают существенную экономию при эксплуатации, в особенности по сравнению со сталью. Известно, что географические и климатические условия существенно влияют на эксплуатационные расходы кораблей и судов из стали. Чем выше температура и влажность, тем выше затраты на содержание.

Еще одно из важных преимуществ композитов - меньший по сравнению со сталью вес. Как объясняет Владимир Середохо, в результате при одинаковом тоннаже тратится меньше энергии на ход корабля, значит, могут применяться менее мощные энергоустановки, у которых ниже и расход топлива.

Преимущества композитов не столько в снижении стоимости изделия, сколько в экономии при эксплуатации

Сегодня суда из композитов строят по новым технологиям. Например, используют метод контактного формования, по которому армирующий материал укладывается вручную и пропитывается связующим. Еще один метод - RTM (Resin Transfer Moulding) и его модификации. При нем пропитка армирующего материала осуществляется за счет инжекции связующего под давлением.

Важно и то, что применение композитов в судостроении является одним из этапов выполнения программы импортозамещения. Отработка конструкционных материалов началась в рамках опытно-конструкторской работы. В результате взаимодействия с производителями, научными центрами (в том числе Крыловским центром) и заводом были получены аналоги зарубежных материалов, не уступающие им в качестве, а иногда даже и превосходящие их по своим характеристикам. Сейчас продолжается замена импортных композитных материалов на отечественные. Из основных конструкционных материалов уже внедрены в производство и применяются в строительстве мультиаксиальные ткани отечественного производства. Из вспомогательных материалов внедрены подающие трубки, разделительная ткань, герметизирующие жгуты, подающие порты, сетка для распределения смолы.

В течение 2017 года планируется при участии "Композитного кластера Санкт-Петербурга" и ОСК создать каталог судовых изделий, которые целесообразно производить из композитных материалов. А затем силами участников кластера и ОСК внедрить первые опытные партии в реальное судостроение. По мнению судостроителей, эта инициатива должна придать импульс развитию отечественной отрасли. Ряд новейших разработок будет внедрен в серийное производство. При успешной реализации проекта можно будет масштабировать его и на другие отрасли промышленности.