22.08.2017 11:49
    Поделиться

    В туристических городах промаркируют сувенирную продукцию

    Туристический город без сувениров представить невозможно. Правда, турист, ищущий, что бы такого интересного и аутентичного привезти из поездки домой, часто приобретает… банальную китайскую подделку. Например, надпись "Ярославль" на тарелке, чашке или керамическом горшке вовсе не гарантирует, что эти вещи сделаны в древнем городе. Почему так происходит, как с этим бороться, а также другие свои проблемы обсудили в столице Золотого кольца представители отечественной отрасли народных художественных промыслов (НХП).

    Под одну крышу

    По словам первого заместителя председателя правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Андрея Маковского, в 2016 году рост производства в отрасли составил 1,3 процента, что по сравнению с ситуацией в промышленности в целом очень даже неплохо. Однако за тот же период произошло резкое падение численности предприятий НХП - сразу на пять процентов.

    - Практически все наши предприятия имеют задолженности в бюджеты разных уровней. Средняя зарплата работников - 16,5 тысячи рублей, причем это на "флагманах" отрасли. А на 40 процентах предприятий она вообще равна минималке. Средний возраст работающих приближается к 58 годам, молодежь не идет работать на наши предприятия, - перечисляет проблемы представитель ассоциации. - Мы ежегодно проводим большой конкурс молодых дарований, вручаем именные стипендии. Так вот, по положению о конкурсе возраст участников не должен был превышать 35 лет, а сегодня мы его повысили до 45 лет - вот такие у нас молодые дарования!

    Эксперт подчеркивает, что, несмотря на все это, промыслы живы, предприятия пользуются реальными средствами господдержки, но для их развития этого недостаточно. Одна из основных причин, мешающих стабильно двигаться вперед, - отсутствие единых правили. В разных регионах отрасль подчиняется разным структурам: где-то - департаменту малого и среднего бизнеса, где-то - департаменту культуры и так далее. А значит, при оценке их деятельности используются разные методики, и в результате из полученных отчетных данных сложно представить общую картину.

    - Поэтому основное наше предложение - создать при правительстве РФ совет, который возьмет на себя управление всеми нашими предприятиями, чтобы у них было единое подчинение, единые показатели. И чтобы они в итоге развивались в едином русле. Это предложение минпромторг поддерживает, - пояснил Андрей Маковский.

    Не выживать, а расти

    Кстати, по словам начальника отдела НХП минпромторга РФ Ольги Гребневой, отрасль, которую она курирует, поддерживается государством, как никакая другая: в прошлом году при объеме выпускаемой продукции в пять миллиардов рублей в нее был вложен миллиард. Но далеко не всегда помощь дает отдачу.

    - На территории Ярославской области предприятия настроены на развитие и реализацию, понимают, что они делают, как находить рынки сбыта, куда вообще они двигаются. Это уникальная ситуация для промысловиков, - призналась представитель минпромторга, посетившая региональные предприятия НХП. - Потому что наши организации, как правило, депрессивны, многие руководители просто хотят, чтобы им давали денег, и все. Они видят, что продукцию не покупают, но не хотят ничего модернизировать, просто говорят: я - "промысел", дайте мне денег. Мы это слышим очень часто.

    Поэтому финансовая помощь предприятиям НХП, по всей видимости, в ближайшее время станет адресной: не на "поддержание штанов", а на развитие.

    Рынок сувенирной продукции в России в два раза превышает объемы производства... Почти все, что "сверху", сделано в Китае

    - Мы сейчас ведем своего рода модернизацию существующей субсидии, - сообщила о планах Ольга Гребнева. - То есть устанавливаем целевые показатели, которые предприятия должны будут выполнять в части обновления ассортимента, объема промышленного производства, роста зарплаты сотрудников. Мы хотим "вытягивать" их на развитие, потому что тот, кто стоит на месте, обязательно упадет.

    Впрочем, как выяснилось, от падения не гарантирует даже высокая рентабельность производства. Андрей Маковский с возмущением рассказал о ситуации на предприятии в Переславле-Залесском, которое десять лет назад взяло в аренду помещение в 180 "квадратов", с разрешения горадминистрации подвело туда коммуникации, модернизировало инфраструктуру, создало 50 рабочих мест, выпускает продукцию, высоко оцененную экспертным советом минпромторга. Но закончился срок аренды, и теперь власти намерены выставить это помещение на продажу по конкурсу.

    - Приедет москвич, сделает здесь торгово-развлекательный центр, и мы потеряем уникальное предприятие навсегда, - сетует эксперт. - Такая ситуация в регионах - не редкость.

    Промаркируют, как шубы

    По данным Росстата, которые приводились на конференции, рынок сувенирной продукции в России составляет сегодня 9,5 миллиарда рублей. То есть он почти в два раза превышает объемы производства предприятий НХП. Значительная часть того, что "сверху", произведено… в Китае.

    - Это контрафакт, с которым мы с помощью Народного фронта сейчас ведем жесточайшую борьбу, - поясняет представитель ассоциации "Народные художественные промыслы России". - Китайцы, как правило, просто копируют наши изделия. Более того, они приглашают наших мастеров, и благодаря тому, что там оборудование современнее, сырье дешевле, а тарифы на электроэнергию, перевозку и прочие расходы ниже, изделие получается более низкой ценовой категории. Но когда ребенок возьмет китайскую матрешку в рот, вот тогда родители задумаются…

    Хотя и мade in Russia отнюдь не всегда гарантия качества сувенира. Так, по данным минпромторга, сегодня в отрасли НХП занято около 30 тысяч человек, в том числе зарегистрированных мастеров-индивидуалов. При этом так называемых самозанятых художников-ремесленников, которые нигде не зарегистрированы, по примерным оценкам, - 200-300 тысяч человек. Из-за того, что они не платят налоги, их продукция тоже получается дешевле, но качество и здесь не всегда на первом месте.

    - Если "хохлому" красят не тем лаком, следствием может стать отравление. У нас очень много таких примеров, - признается Ольга Гребнева. - Без сомнения, есть уникальные мастера, которые делают действительно высококлассную продукцию, но, к сожалению, у медали есть и вторая сторона, из-за чего мы поднимаем сегодня вопрос об идентификации изделий НХП. Потому что по факту сейчас все производимое кустарями - это черный рынок.

    Кстати

    Представители российской отрасли НХП копируют изделия друг друга тоже с большим успехом. Как рассказала коммерческий директор очень уже известной в России ярославской мастерской по производству майолики Галина Шепелева, несколько лет назад экс-сотрудница предприятия открыла собственную мастерскую и начала делать копии продукции бывшего работодателя. Покупатели таких тонкостей не знают и думают, что приобретают изделия известного бренда. Идентификация, по мнению мастеров, конечно, поможет бороться с плагиатом. Представитель минпромторга сообщила, что есть несколько предложений по способам маркировки: использование голограмм, QR-кодирование, номерные знаки с возможностью идентификации на сайте производителя и другие. Работа по выбору маркировки должна завершиться до конца года, а с начала следующего начнется ее тестовая "обкатка". Если испытательный период пройдет успешно, маркировка изделий НХП станет обязательной.

    Поделиться