Для этих целей новосибирский наноцентр создал пять компаний, которые будут заниматься разработкой, производством и выводом на рынок летательных беспилотников, а также отраслевыми сервисами с их использованием. - Это логика современного мирового производства, когда компания-разработчик занимается созданием и усовершенствованием технологий, а сборка и маркетинг сосредоточены на мощностях специально "заточенных" под это бизнес-структур, - отмечает гендиректор новосибирской компании Кирилл Яковченко.
Эта проектная компания наноцентра, базирующаяся в технопарке "Академпарк", несколько лет занимается разработкой гибридных беспилотников, которые соединяют в себе особенности вертолета и самолета. Устройство с вертикальным взлетом способно преодолевать расстояние в пятьдесят километров - это самые дальние в мире "гибриды" в классе до пяти килограмм. Теперь под этим брендом объединится несколько профильных компаний из Новосибирска, Томска, Троицка и Москвы, которые займутся применениями беспилотников для конкретных нужд.
В частности, в сельском хозяйстве дроны смогут сканировать урожайность полей, выстраивать динамику роста культур. Эта информация может служить рекомендацией, например, к дополнительному использованию удобрений на конкретном участке, а в конечном счете даст прирост в урожайности и позволит сэкономить использование химикатов. Параллельно идет разработка программного обеспечения для анализа данных и тестирование моделей.
Аппараты для использования в энергетике уже существуют "в железе", и со следующего года начнется их серийный выпуск. Планируется, что именно гибридные беспилотники станут крайне полезны для поддержания электросетей в рабочем состоянии.
- У энергетиков существуют регламенты, по которым необходимо регулярно производить диагностику линий электропередач: состояние опор, изоляторов, "провис" кабеля и проверку просек, охранной полосы, - подчеркивает Кирилл Яковченко. - Сейчас для того, чтобы выполнить диагностику ЛЭП, используются бригады, которые обходят, объезжают местность на протяжении линий. Нередко используются болотоходы и вездеходные автомобили - дорогое удовольствие. Беспилотники с камерами и тепловизорами позволят совершать поопорное обследования на дальних расстояниях, и труднодоступная местность им не помеха.
Изначально "гибриды" и конвертопланы разрабатывались для военных целей, однако и на гражданке они тоже востребованы.