22.08.2017 15:21
    Поделиться

    Что мешает производству качественной школьной формы

    Каждый третий образец школьной формы для девочек не соответствует требованиям качества. К такому выводу пришли эксперты Роскачества, которые проверили детскую одежду по заказу минпромторга. Впрочем, если вспомнить прошлогоднее исследование, некачественной продукции на российских прилавках стало меньше практически в два с половиной раза. Но опасность купить ребенку вредную вещь все равно велика. С чем это связано и как можно решить проблему, корреспондент "Российской газеты" выясняла на примере регионов Северо-Западного федерального округа.

    Чтобы костюмчик дышал

    Рынок школьной формы и в СЗФО, и в других российских регионах представлен несколькими группами товаров. Это детские вещи, сшитые в нашей стране из отечественных тканей, отечественная одежда, произведенная из заграничных тканей, стопроцентный легальный импорт и контрафактная продукция.

    Говорить о качестве контрафакта, разумеется, не приходится. Российским швейным фабрикам до сих пор трудно конкурировать с продавцами вредных "серых" изделий, при производстве которых не были уплачены налоги, а при импорте - пошлины. Однако в исследовании Роскачества участвовали товары легальных производителей, к которым у экспертов тоже нашлись претензии.

    Так, во многих образцах состав ткани не соответствовал маркировке. Но такое нарушение нельзя назвать важным с точки зрения потребителя, ведь в половине случаев одежда с неверным составом демонстрирует отменное качество. Есть, впрочем, и обратные примеры, когда школьная форма с безупречной маркировкой плохо впитывает и удерживает пот. То есть вещь по свойствам напоминает целлофановый пакет, в котором кожа подвижного ребенка остается влажной несколько часов, что может спровоцировать различные заболевания.

    Почему же легальные фабрики и ателье производят вредную детскую одежду? Как поясняют эксперты, в основном качество вещи зависит от качества ткани. А далеко не все предприятия могут позволить себе содержать службы технического контроля или заводские лаборатории, чтобы самостоятельно проводить анализ текстильного полотна.

    - В таком случае входной контроль поступающего на предприятие сырья и материалов сводится только к проверке наличия сопроводительной документации, - комментирует ситуацию руководитель некоммерческого сертификационного центра Виктор Чучаев. - Именно этим можно объяснить, например, недостоверность информации на маркировке выпускаемой продукции по сырьевому составу, а также их несоответствия по показателям безопасности.

    Своя рубашка не ближе

    Известная петербургская фабрика детской одежды, которая одевает практически каждого десятого школьника Северной столицы, проводит проверки и исследования тканей на соответствие санитарным нормам. И многие российские текстильные материалы не выдержали тест на воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность впитывать и удерживать влагу).

    - Приходится закупать турецкие поливискозные полотна и голландские блузочные ткани, - делится информацией директор по развитию розничной сети петербургского предприятия Наталья Галкина.

    Сыктывкарская швейная фабрика, которая изготавливает порядка 20 тысяч единиц школьной формы в год, тоже отказалась от использования российских тканей, остановив свой выбор на белорусском текстиле. Раньше производитель из Республики Коми некоторое время работал с отечественными поставщиками камвольного полотна - и получил от потребителей многочисленные претензии к качеству детской одежды.

    - Причем, покупая ткани отечественных производителей, мы могли бы претендовать на субсидии из федерального бюджета, - отмечает директор фабрики Наталья Холопова. - За счет такой поддержки российские ткани будут стоить для нас практически в два раза дешевле, чем минские. Так или иначе, пока мы вынуждены от этих бюджетных средств отказываться.

    В прошлом году новые субсидии минпромторга начали получать российские производители камвольных тканей, предназначенных для пошива одежды учеников начальных классов. Федеральные деньги - 400 миллионов рублей - позволяют изготовить почти миллион метров удешевленного полотна, или две трети от годовой потребности отечественных производителей школьной формы. В текущем году меру поддержки распространили на поливискозные ткани, а размер субсидии довели до 500 миллионов рублей.

    Однако фабрики, выпускающие детскую одежду, надеются, что федеральные деньги пойдут не только на удешевление производства тканей, но и на повышение качества продукции.

    - Хочется верить, что государственная поддержка позволит текстильным фабрикам усовершенствовать технологические процессы, закупать более качественное сырье, - продолжает Наталья Галкина. - Если решатся проблемы с качеством ткани, возможно, уже в текущем году мы купим пробную партию отечественного полотна.

    Разумеется, нельзя говорить, что абсолютно все российские производители тканей выпускают низкосортную продукцию. Представители других фабрик Северо-Запада, с которыми беседовала корреспондент "РГ", закупают отечественный текстиль и не получают от своих потребителей претензий к качеству школьной формы. Но за такими тканями, как правило, выстраивается очередь, и не все швейные предприятия могут настолько заранее планировать закупки.

    Швея пошла в школу

    Чтобы конкурировать с продавцами некачественных импортных изделий, в том числе ввезенных нелегально из азиатских стран, российским швейным фабрикам также требуется дополнительная помощь федеральных и региональных властей. С одной стороны, были бы очень уместны субсидии на аренду торговых помещений, компенсации затрат, связанных с участием в выставках, подчеркивает Наталья Галкина. С другой стороны, отрасль необходимо обеспечить стабильным предсказуемым спросом, развивает тему Анатолий Симанов, директор сосновоборской трикотажной фабрики, крупнейшей в Ленинградской области.

    - Наше предприятие ежегодно одевает порядка 80 школ - а это больше 30 тысяч учеников в Ленинградской области, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и других регионах России, - рассказывает Анатолий Симанов. - Но мы не можем запросто договориться со школой какого-нибудь поселка Ленинградской области, приехать в это образовательное учреждение, встретиться с родителями и детьми, здесь же, на месте, снять мерки. Правоохранительные органы могут усмотреть в этом сотрудничестве коррупционный фактор. Кроме того, школы не имеют юридического права размещать заказы на пошив одежды и расплачиваться с производителями.

    Директор сосновоборской фабрики предлагает обязать региональные комитеты образования составлять реестры отечественных производителей качественной продукции, расположенных внутри региона и не слишком далеко от его границ, и разрешить школам обращаться на швейные предприятия напрямую.

    - Пусть родители, если пожелают, выберут одну из нескольких фабрик, а школа заключит с предприятием договор, - поясняет Анатолий Симанов. - Так будет меньше риска, что дети придут в школу в некачественной контрафактной одежде. А фабрикам станет намного проще планировать свои производственные процессы, зная, каких детей и в какую именно форму им предстоит одеть.

    На цвет и вкус

    Кстати, в 2014 году вступили в силу поправки в федеральный закон "Об образовании", которые касаются введения школьной формы. Согласно этому документу, общие требования к одежде школьников могут устанавливать регионы и муниципалитеты. А конкретную модель школьной формы должны определять сами образовательные организации с учетом мнения родителей и детей.

    Теоретически это означает, что власти вправе узаконить, к примеру, рекомендованные цвета детских вещей, а школы - решить, будет это жилетка в клетку или однотонный кардиган. На практике же в регионах СЗФО решение вопроса со школьной формой полностью отдали на откуп образовательным учреждениям.

    - В Республике Коми на региональном уровне школам рекомендовали при выборе формы придерживаться двух цветов, серого и синего. Но это была именно рекомендательная, а не обязательная норма, - говорит Наталья Холопова. - Мы начали выпускать продукцию, ориентируясь на два цвета, но постоянно сталкивались с родителями, которым нужно было приобрести бордовые, или, к примеру, коричневые элементы одежды. А наш формат производства не позволяет выпускать одежду только для одного класса или одной школы, закупать разные ткани в небольшом количестве. Было бы очень удобно, если бы на региональном уровне утвердили несколько цветов, которые школы выбирали бы в обязательном порядке. Пусть утвердят не два цвета, а три или четыре, но мы будем точно знать, что спрос возникнет на форму именно таких расцветок.

    Поделиться