Новости

22.08.2017 16:25
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Дорожная перезагрузка

В Севастополе почти полностью обновили парк автобусов и троллейбусов. Теперь не хватает заправок
В Севастополь поступили новые автобусы на газомоторном топливе и троллейбусы с автономным ходом. При этом первые ходят на городских маршрутах, дублирующих электротранспорт, а вторые пустили в Инкерман - по холмистой дороге, которая быстро изнашивает недешевые батареи. Корреспондент "РГ" выяснял, почему власти Севастополя решили именно так распорядиться новой техникой и как это отразится на пассажирах.
 Фото: Юлия Крымова/РГ  Фото: Юлия Крымова/РГ
Фото: Юлия Крымова/РГ

На прошлой неделе у жителей Инкермана впервые появилась возможность ездить домой на троллейбусе. На маршрут N 92 вышли новенькие "Тролзы" с удлиненным автономным ходом. Пока на линии работает две машины, вскоре их будет шесть.

По расписанию троллейбус выполняет девять рейсов в день от 5-го километра Балаклавского шоссе до Инкермана и обратно. Пять рейсов в день выполняется до центра Севастополя. В результате получился самый длинный городской маршрут протяженностью 52 километра.

- Машина рассчитана на 40 километров автономного хода, - рассказал "РГ" директор ГУП "Севэлектроавтотранс" Виктор Гончаров. - Чтобы не перегружать батареи и не давать им полностью разряжаться, мы предусмотрели дополнительную зарядку. На конечной станции в Инкермане дизель-генераторная установка будет заряжать батареи около 15 минут.

Цена билета на 92-м маршруте такая же, как во всех севастопольских троллейбусах, - 12 рублей. Поэтому ему предрекают острую конкуренцию с коммерческими автобусами, проезд в которых стоит 20 рублей. Троллейбус может стать хорошей альтернативой не только благодаря цене, но и комфорту, с которым едут пассажиры. Хотя пока он не пользуется популярностью: из-за пробок в центре невозможно выдержать расписание, да и в гору троллейбус на аккумуляторах плетется очень медленно.

С поступлением новой лизинговой техники произошли серьезные перемены в транспортных госпредприятиях. Раньше пассажиров в Севастополе возили два ГУПа: "Севавтотранс" (автобусы) и "Севэлектроавтотранс" (троллейбусы). На городских улицах они становились конкурентами. Теперь автобусы и троллейбусы будут принадлежать одному перевозчику, "Севэлектроавтотрансу". Предприятие недавно получило 25 новых автобусов большой вместимости марки "Нефаз", купленных через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), а в этом месяце "Севавтотранс" передал ему 70 средних автобусов "Бравис", поступивших в город в конце 2016 года. Вся техника - на газомоторном топливе.

- "Нефазы" и троллейбусы сопоставимы по параметрам и классу вместимости, - рассказал "РГ" директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Игорь Титов. - Поэтому и решили отдать транспортные средства в одни руки, чтобы можно было оперативно выстраивать маршруты, выпускать на линии автобусы в случае перебоев с электроэнергией. Кроме того, зачем в двух ГУПах держать службы, которые отвечают за содержание автопарка, предрейсовый технический и медицинский контроль, диспетчерскую?

У "Севавтотранса" останется еще 20 "Брависов" и 10 больших автобусов, обслуживающих междугородние маршруты, пока "Севэлектроавтотранс" не получит лицензию на этот вид перевозок. Кроме того, предприятие сохранит контроль над сетью автостанций.

Таким образом, "Севэлектроавтотранс" стал самым крупным городским перевозчиком с почти полностью новым парком техники, а его штат увеличится до 1700 человек.

Вместе с тем использование экономичных газовых автобусов на городских маршрутах под проводами, а троллейбусов с автономным ходом - на загородных участках с затяжными подъемами заставляет усомниться в рациональности такого подхода. В "Севэлектроавтотрансе" удивляются критике. Руководство объясняет, что купить машины с аккумуляторами быстрее и дешевле, чем строить контактную сеть.

- Мы берем машину не для того, чтобы поставить ее как экспонат, - говорит Виктор Гончаров. - Жизненный цикл аккумуляторных батарей рассчитан на пять-шесть лет. После этого мы сдадим их заводу-изготовителю и закупим новые. Город растет, строить контактную сеть очень дорого, а электротранспорт надо развивать, это одна из составляющих госпрограммы.

По его словам, троллейбусы были изготовлены по техзаданию предприятия и поэтому рассчитаны на работу в автономном режиме на длинных дистанциях в горной местности.

Вторая причина в том, что троллейбусы исключительно социальный вид транспорта, им достается около 80 процентов заложенных в бюджете средств на перевозку льготников.

- В Севастополе 27 категорий льготников, 185 тысяч человек, - объясняет Гончаров. - А пользоваться льготой на проезд могут только живущие там, где есть контактная сеть. Это несправедливо. У нас более 20 населенных пунктов на площади почти 600 квадратных километров. И люди в них также хотят воспользоваться своими льготами.

Действительно, сейчас жители удаленных от города поселков оказываются заложниками коммерческих маршрутов. Например, поездка из сел северной стороны в центр Севастополя и обратно обходится в 150 рублей. Если закрыт рейд и не ходят катера, то в два раза больше.

Чтобы, к примеру, "Нефазы" поставить на маршрут с регулируемым тарифом, необходимо заложить средства в бюджет, подготовить и провести конкурс, победителем которого не обязательно станет ГУП. А открыть троллейбусный маршрут легко - он не проходит через конкурсные процедуры. Есть и еще одна проблема: "Нефазы" пока нечем заправлять - в Севастополе только одна заправочная станция на метане. И мощность ее оставляет желать лучшего. Заправка одного автобуса длится 40 минут, и даже в круглосуточном режиме заправить все машины невозможно. Городские власти подали заявку в ГТЛК на покупку двух газовых заправок - передвижной и стационарной.

Справка "РГ"

По программе некоммерческого лизинга "Севэлектроавтотранс" получит 78 новых троллейбусов, 44 из которых - с удлиненным автономным ходом. Все машины должны поступить в город до конца лета. Предприятие готовится пустить их и в удаленные микрорайоны, не охваченные контактной сетью.