Эта задача - вполне выполнимая. Официальный представитель МВД России Ирина Волк сообщила, что уже в июле сотрудниками ГАИ пресечен 121 факт оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности при перевозке пассажиров, выявлено 40,5 тысячи фактов эксплуатации автобусов с техническими неисправностями, в том числе 870 фактов управления автобусом с неисправной рулевой и тормозной системой. При этом обнаружены 585 автобусов, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения. Регистрация 370 таких автобусов прекращена.
Есть и много других нарушений. Так, по словам Ирины Волк, возбуждено 227 дел об административных правонарушениях по фактам управления автобусами в состоянии алкогольного опьянения, 81 дело - за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, 855 дел - за нарушения режима труда и отдыха водителей, практически 1,6 тысячи дел - за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции о недопущении дальнейшей эксплуатации автобусов как средства совершения правонарушений.
Разумеется, обо всех все фактах нарушений сотрудники ГАИ докладывают не только своему начальству, но и в прокуратуру и представителям государственной власти в регионах.
Что больше всего беспокоит дорожных инспекторов? Разумеется - причины, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов. По большому счету, причин две - переутомлении водителей пассажирского транспорта и неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств.
Ирина Волк рассказала, что в ходе проверок установлено, что многими компаниями-перевозчиками не проводятся предрейсовый медицинский осмотр водителей, контроль за техническим состоянием транспортных средств. Было выявлено, что в ряде транспортных средств отсутствовали либо не работали специальные устройства, контролирующие соблюдение водителями режима труда и отдыха - тахографы, вносились изменения в конструкцию транспортных средств - устанавливались дополнительные сиденья, заменялись световые приборы, демонтировались системы безопасности. Вот так искусственно создавались совершения ДТП с пострадавшими и даже погибшими.
Госавтоинспекция напоминает компаниям, участвующим в пассажирских перевозках, что за отсутствие, в установленных случаях, в транспортных средствах исправных устройств, контролирующих режим труда отдых водителей (тахографов), на водителей может быть наложен административный штраф, который составляет от 1 до 3 тысяч рублей, а для должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей, и обращает внимание на необходимость усиления контроля с их стороны за выпуском автобусов на линию и поведением водителей на маршрутах перевозок.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"