Что такое субъективная бедность? "Это показатель, основанный на самооценках, - поясняет "Российской газете" один из авторов исследования, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. - Людям задают вопрос, к какому классу они себя относят: к богачам, среднему классу или бедным. Есть еще масса подклассов: от высшего среднего до социального дна. И по определенной методике выводится индекс субъективной бедности. Только не надо его путать с абсолютной бедностью, которая определяется по прожиточному минимуму". Как подчеркивает Малева, показатель субъективной бедности - понятие международное, хотя и часто критикуемое. Мол, как можно верить людям на слово? "Конечно, бывает, что люди не хотят показывать, насколько они плохо живут, - уточняет Татьяна Малева. - Но, в общем, население оценивает свои доходы адекватно".
В этом году доля домохозяйств, отметивших, что денег им хватает только на еду или не хватает и на нее, составила в первой половине этого года 21,3 процента против 24,3 процента в аналогичный период прошлого года. Меньше бедных стало в различных типах домохозяйств: в сельских, городских, в семьях с детьми, неработающими пенсионерами и инвалидами. Исключение составили только молодые семьи, уровень субъективной бедности которых увеличился на 4 процента.
Какие же основные причины повышения своего уровня жизни называют сами люди? Как ни парадоксально, но доступностью потребительских и ипотечных кредитов. Национальное бюро кредитных историй отмечает, что в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2016 года объем выданных потребительских кредитов увеличился на 38,4 процента. "Люди частично пытаются компенсировать снижение доходов заемными средствами", - утверждается в исследовании.
Наиболее распространенной стратегией улучшения своего материального положения для населения стало производство продукции в личном подсобном хозяйстве: весной 2017 года этим занимались почти треть населения - 32 процента, тогда как весной 2014 года - лишь 20 процентов.
"Таким образом, у населения преобладают в основном архаичные формы улучшения своего материального положения, распространенные еще в ходе кризиса "выживания" в 1990-х годах, а не активные инновационные практики", - подчеркивают авторы исследования. Для того чтобы сберечь деньги, люди также продолжают активно экономить: не ходят в кафе и рестораны, в театры и кино, не ездят за границу во время отпуска.
Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Георгий Остапкович видит и экономические предпосылки улучшения качества жизни населения. "Реальная зарплата, которая составляет в доходах населения 65 процентов, все-таки растет, - отмечает эксперт. - В этом году Росстат называет рост в 2,7 процента. Это, конечно, немного, но все-таки это позитивная динамика. Растет объем произведенной предприятиями продукции, прибыль".
Прочнее стоять на ногах помогает снижение цен на продукты питания и товары повсеместного спроса. Летом традиционно снижаются цены на плодоовощную продукцию. Так, больше всего, по данным Росстата, подешевела капуста - на 34,5 процента. Значительно снизилась стоимость картошки - на 21 процент, свекла, помидоры, огурцы и бананы и лимоны подешевели от 8,3 до 15,2 процента. Все это привело к снижению стоимости минимального набора продуктов питания в июле на 3,9 процента по сравнению с июнем.
Динамика цен на продукты за год (июль 2016 года к июлю 2017 года)
Но Малева предупреждает о сезонном факторе: "Летом люди склонны более позитивно оценивать свой уровень жизни. Купили детям новую одежду, отправили в лагерь - вроде все хорошо. А осенью дети вернулись, пошли в школу, начались новые траты, и даже те, кто имел средние доходы, стали считать себя бедными".