Обозреватель "СОЮЗа" отыскал в эвенкийском селе три поколения белорусов

Потомки поселенцев из Бобруйска понимают язык орочон, так и не научились жить без румяных драников, а в их дворе, у самого начала амурской тайги, живет белорусский аист.

Ссыльные из Бобруйска

"Венглинских легко найдете! Идите прямо по улице, как увидите самый красивый двор, значит, пришли по адресу",- так объясняли мне дорогу жители эвенкийского села Бомнак.

Пыльная улица, на которой главными были беззлобные лайки, одним концом упирается в зеленую непроглядность тайги. Не доходя до ее края, глаз "спотыкается" об утопающую в цветах усадьбу. А высоко над калиткой в рукотворном гнезде сидит чернокрылый аист... Выбежавшая из дома девчонка на мой вопрос: "А дедушка дома?" - утвердительно махнула косичками и звонко крикнула: "Деда, к тебе пришли!.."

- Проходите, проходите! - улыбаясь говорит вышедший из глубины двора Николай Антонович Венглинский.

Усаживаемся под сенью прохладной веранды.

- Нина, иди сюда! - машет он рукой женщине в яркой кофте. Вижу, что у хозяина и подошедшей женщины одинаковые улыбки. - Это Нина, сестра моя, мы всю жизнь по-соседски живем, - поясняет хозяин.

...Их деда Бронислава Венглинского со всей его большой семьей в 1938 году признали "врагом народа" только за то, что у него была пара лошадей, а его дом на окраине Бобруйска был покрыт железом.

- Всю его семью посадили в телячий вагон и практически без остановок с самой Беларуси везли сюда, на Дальний Восток. Конвоиры открыли двери только на станции Тыгда, - поясняет Нина Антоновна . Потом они на лошадях 6 суток добирались до этого Амурского края. Местом жительства Венглинским определи небольшой поселок Николаевский.

- Нас в семье было девять человек, маленькая хатка с железной печкой посередине, вокруг которой мы все спали на полу. Я спал с поросенком в обнимку. Мы с ним грели друг дружку, - горько усмехается Николай Венглинский.

Их дед Бронислав Венглинский слыл в этом таежном краю первым мастером по плетению корзин. Отец Нины Антоновны и Николая Антоновича работал заготовителем пушнины. Был человеком кристальной честности, эвенкийские охотники, сдававшие ему соболей, так и звали его - "честный Венглинский".

- Через руки отца проходили тысячи соболей, а мы жили бедно, самым большим богатством была герань на окошках, - вспоминает Нина Гаврилова.

"Лявониха" на вечной мерзлоте

Белорусы Венглинские - народ работящий и веселый.

- Жили очень трудно, но не унывали. В клубе "Лявониху" так отплясывали, что половицы ходуном ходили. Брат Коля рано научился на баяне играть, - машет рукой Нина Антоновна.

В конце 50-х годов прошлого теперь уже века их семью снова переселили в ближайшее село Бомнак, тогда это называлось "укрупнением". Николай Венглинский отслужил в армии и вернулся в родной поселок с молодой женой. Нина никуда со своего Севера не уезжала. Больше тридцати лет проработала начальником местного аэропорта.

- Тут прекрасная жизнь! Чище снега, чем в Бомнаке, я нигде не видела, - говорит она.

Вспоминает, что в советское время билет на самолет до ближайшего поселка Горный стоил всего один рубль.

Николай Антонович несколько десятилетий кряду проработал радиомехаником сельского аэропорта. Обеспечивал радиосвязь для международного "коридора", который связывал Токио с Нью-Йорком.

Венглинские несколько раз ездили в отпуск к своим корням - в Беларусь.

- Я когда увидела хатку деда, из-за которой всю его семью чуть не погубили, чуть в обморок не упала. Маленькая такая! - восклицает Нина Антоновна. Старшие Венглинские до последнего часа тосковали по своей Родине, с которой их разлучили.

- Бабушка всегда плакала, как только речь заходила о Беларуси. Она приучила нас к белорусской кухне, мы и сегодня без драников недели не живем, - признаются бомнакские белорусы.

Есть у них фирменное бобруйское блюдо, которое в их семье называется "души". Это мясной фарш, спрятанный в "плоть" густого картофельного пюре.

Старшие Венглинские до последнего часа тосковали по своей Родине, с которой их насильно разлучили

- Получаются как галушки, но только из картофеля, они отвариваются в соленой воде, потом обжариваются в масле. Со сметаной просто объедение, - говорят Венглинские.

Бомнак - село небольшое и неизбалованное цивилизацией. Летом сюда можно попасть на видавшем небо "кукурузнике" только в случае летной погоды. Или доплыть на лодке по синим волнам рукотворного Зейского моря, за просторами которого и прячется земля эвенков.

Больше половины народа, который проживает в Бомнаке, - эвенки, хранители и апостолы бескрайней тайги.

- Мы с ними очень дружно живем. Они чистые сердцем, честные люди. Я много что понимаю по-эвенкийски, - улыбается белорус Венглинский.

Глава родовой охотничье-оленеводческой общины "Юктэ" Елена Колесова называет Николая Венглинского "золотым человеком".

- В это трудно поверить, но он нас возит на своей машине за сотни километров от поселка в тайгу, к оленеводам. И не берет за это ни копейки денег, - говорит Елена Григорьевна.

Николай Антонович от такой похвалы смущается, называя это "обычным делом".

- Да бросьте вы! У нас так раньше весь поселок жил. Никаких товарно-денежных отношений между людьми не было, только взаимовыручка...

На вопрос о мечте Венглинские ответили не задумываясь.

- Чтобы рыбы было еще больше в Зейском море. Остального у нас всего хватает. Мы счастливые люди.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться