Уже в конце сентября начнет действовать новая норма закона об авиабагаже. Нужно ли покупать чемодан поменьше? Стоит ограничивать себя в покупках в Duty free? На эти и другие вопросы на "горячей линии" в "Российской газете" ответила директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта России Светлана Петрова.
Многих волнует, можно ли брать на борт верхнюю одежду. Шубы и другую зимнюю одежду оставят в списке вещей для бесплатного проноса на борт, обещают в минтрансе. Хотя в первой редакции проекта Федеральных авиационных правил, который разработало ведомство для уточнения норм Воздушного кодекса, в списке верхней одежды не было. Можно будет пронести шубу на борт вместе с ручной кладью, а не только войти в ней или другой теплой одежде в самолет, уверили в минтрансе.
В России, в отличие от Европы, где довольно популярны безбагажные авиабилеты, много климатических зон. И если пассажир летит из Сочи в Якутск, то уже в сентябре-октябре ему придется с собой брать зимнюю верхнюю одежду. Но в Сочи в сентябре не будешь заходить на борт в шубе. Если не отредактировать проект правил по проносу ручной клади и багажа, то у авиакомпаний может возникнуть право брать дополнительную плату за зимнюю одежду как за перевес. "Мы с учетом чувствительности данного момента оставим верхнюю одежду в списке для того, чтобы снять все вопросы, которые сейчас по этой тематике возникают", - пообещала Светлана Петрова.
Но вот со спиртным, купленным в "чистой зоне" аэропорта, не так все радужно. Авиакомпании-лоукостеры будут засчитывать покупки, сделанные пассажирами в магазинах Duty free, в вес ручной клади, в том числе и спиртного, предупредили в минтрансе. Речь идет о невозвратных билетах бюджетных авиакомпаний, которые предлагают цены значительно ниже рыночных. "Если вы покупаете что-то тяжелое в чистой зоне, то тогда летайте традиционными перевозчиками, и платить дополнительно вам не придется. Низкобюджетные перевозчики однозначно будут с таким перевесом бороться", - говорит Светлана Петрова. Конечно, никто не заставит срочно съесть и выпить купленное перед трапом. Но если сотрудник авиакомпании увидит, что на рейс, который предполагает определенные правила проноса ручной клади, пассажир идет с большим пакетом из Duty free, то заставит платить за перевес. "Мы понимаем, что на самом деле это здравая логика. Вместе с тем думаю, что аэропорты и авиакомпании сами в рамках коммерческих соглашений урегулируют вопрос бесплатного проноса покупок, сделанных в стерильной зоне", - считает Светлана Петрова.
Из списка бесплатного провоза в проекте новых правил убрали фотоаппарат, но за каждый объектив дополнительно платить не придется. Светлана Петрова советует перевозить фотоаппарат в ручной клади.
В проекте поправок минтранса пока нет габаритов ручной клади. Про нормы рассказала представитель министерства. "По технической документации на багажной полке умещается определенное количество мест ручной клади. И рассчитывается, что каждый пассажир может с собой принести ручную кладь данного размера, и тогда все это будет равномерно распределено на багажных полках. Размер по международной практике считается в трехмерном измерении - это 158 кубических сантиметров", - сообщила Светлана Петрова. По правилам перевозчика за дополнительную плату возможен провоз негабаритной ручной клади.
При этом вес чемодана или сумки, сдаваемых в багаж при авиаперелетах, может в три раза превысить установленную норму для бесплатного провоза. Как уточнила Светлана Петрова, отвечая на вопрос читателя "Российской газеты", сейчас по новой редакции Воздушного кодекса для возвратных билетов установлена норма в 10 килограммов. Это минимум. Авиакомпании, кстати, могут установить и больший вес, например, 23 килограмма. Но даже если вы летите авиакомпанией, у которой лимит 10 килограммов, чемодан может весить в три раза больше и все равно полетит бесплатно. Но при условии, что вы путешествуете не один, а, например, семьей. По федеральным авиационным правилам авиакомпании обязаны по возможности объединять нормы бесплатного провоза багажа для пассажиров, совместно следующих в пункт назначения. Бесплатные килограммы можно суммировать в одном чемодане, но не до бесконечности. Светлана Петрова предупредила, что стоит принимать во внимание правила не только воздушного законодательства. В частности, норма поднятия тяжести для грузчика составляет 30 килограммов. Получается, что чемодан весом более 30 килограммов бесплатно даже по двум билетам провезти не удастся. За него надо будет платить как за негабаритный груз.
Глава департамента минтранса также рассказала, что обсуждается целесообразность установления габаритных параметров ручной клади в трехмерном измерении. "Однако здесь есть один нюанс. Все-таки габариты должны учитывать ограничения, связанные с типом воздушного судна. Если вы летите местными авиалиниями, то самолет, как правило небольшой емкости, и не подразумевает больших багажных полок. Подготовим поправки и опубликуем новую версию проекта на суд общественности", - подытожила Петрова.
Кстати
Как получить компенсацию за испорченный багаж
Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области помогло авиапассажирке получить компенсацию за испорченный чемодан. Специалисты федеральной службы проконсультировали женщину и дали заключение, которое помогло ей отстоять свои права в суде.
С подобными неприятностями сталкиваются многие пассажиры. Но не все знают, что стоимость испорченного или утраченного багажа авиаперевозчик обязан пострадавшему пассажиру возместить.
Что касается случая с жительницей Нижнего Новгорода, когда она получила в аэропорту раскуроченный чемодан, сразу же обратилась к авиаперевозчику. Авиапассажирка потребовала компенсировать ей убытки. Но о сумме договориться не удалось. В авиакомпании согласились выплатить ей только 4050 рублей. Женщина возмутилась: по ее мнению, чемодан стоил дороже.
Она обратилась с исковым заявлением в суд.
В соответствии с Варшавской конвенцией, уточнили в Роспотребнадзоре, ответственность перевозчика составляет 250 франков (примерно 43 доллара США) за килограмм веса багажа. Испорченный чемодан весил 5,3 килограмма, то есть авиаперевозчик должен был выплатить сумму не менее 6700 рублей. Эти пояснения суд принял к сведению, и требования потребителя были удовлетворены. Кроме стоимости утраченного имущества пассажирке также выплатили две тысячи рублей в качестве компенсации морального вреда.
Росавиация дала право на полеты новой авиакомпании "Азимут".
Авиакомпания будет развивать прямые пассажирские перевозки из Ростова-на-Дону, минуя Московский авиационный узел.
Базироваться перевозчик планирует в Ростове-на-Дону в новом аэропорту Платов. Аэропорт должен заработать в конце этого года.