На сегодня в отечественной боевой и гражданской авиации используются фары с лампой накаливания, которая имеет ряд существенных недостатков: короткий срок службы, порядка 300 часов налета, и низкую надежность.
Спираль, находящаяся внутри такого источника искусственного света, достаточно хрупкая и при длительной эксплуатации может разрушиться во время стрельбы или при посадке воздушного судна. Все это приводит к тому, что наземным службам приходится часто менять осветительные приборы, а в дальние полеты на борт нужно брать дополнительные запчасти.
- Расчетный срок службы новой светодиодной фары - порядка 25 тысяч часов. При этом в приборе установлен не один, а несколько автономных источников света, поэтому при выходе из строя одной или нескольких цепей светодиодов, прибор все равно обеспечит нормальные взлет и посадку самолета или вертолета, - пояснил генеральный директор АО "СЭГЗ" Сергей Мусинов.
Во время работы над новой фарой разработчикам пришлось учесть жесткие требования, предъявляемые к фарам в авиации, - прибор должен быть не только надежным, но и излучать ровный мощный свет. Кроме того, в конструкции нужно было предусмотреть установку специальных радиаторов, предохраняющих светодиоды от перегревания. Сейчас прибор проходит межотраслевые испытания, после чего его передадут на летные испытания.
- Это наиболее перспективное направление современной светотехники, - отметил в свою очередь заместитель гендиректора научно-производственного центра "НИИ Микроприборов" Владимир Антропов. - Зарубежные аналоги существуют, нам, к сожалению, приходится догонять. Теперь с внедрением новой технологии появляются приборы, позволяющие отказаться от импорта в данной сфере. При разработке новых фар наше НИИ занималось светотехнической частью - собственно источниками света, системой управления ими, системами питания, а "СЭГЗ" - механикой. В результате удалось создать действительно перспективную разработку.
Справка "РГ"
АО "Сарапульский электрогенераторный завод" - производитель бортовых систем генерирования, управления и защиты электропитания, светотехники для всех типов российских самолетов и вертолетов, приводов для ракетной техники и систем электропитания, стартовой автоматики для комплексов ПВО, а также - гражданской продукции (напольный электротранспорт, лифтовое оборудование, автокомпоненты, электродвигатели). Завод является одним из трех градообразующих предприятий города Сарапул в Удмуртии.
Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Сарапульский электрогенераторный завод"