В компании конкурсы лучших по профессии по разным рабочим специальностям проводятся постоянно. Только недавно завершились соревнования среди вальщиков леса и топографов. Теперь настал черед одного из самых многочисленных сообществ компании - водителей, управляющих более 1600 видами различного транспорта.
- Обычно на конкурсах профмастерства водители соревнуются на двух типах большегрузных автомобилей - "КамАЗ" и "Урал", самых распространенных на предприятии. Эти машины повышенной проходимости, работающие в разных климатических условиях - по республике и на Севере. В этом году впервые участвуют в соревнованиях и водители вездеходов - эта техника есть в арсенале двух партий Уральской и Западно-Сибирской сейсмических экспедиций. Ее проходимость еще выше, она проедет там, где не сможет колесный транспорт, - рассказывает директор учебного центра предприятия Шамиль Гарайшин.
Всего в конкурсе участвовали 58 водителей: 42 на "КамАЗах" и "Уралах" и 16 - на вездеходах. Накануне они сдали экзамены на знание правил дорожного движения. Нужно было на время ответить на 20 вопросов. Здесь мастера показали высокую квалификацию: большая часть сдала теорию без единой ошибки.
Что касается практической части - преодоление трассы с препятствиями, то это более зрелищный этап. Было на что посмотреть: крупногабаритный автомобиль в секунды делает разворот на 90 градусов, паркуется задним ходом, ездит "змейкой", маневрирует в ограниченном пространстве и выполняет разные фигуры. Надо отдать должное организаторам соревнований, сумевшим в короткие сроки прогнать такое большое количество участников по конкурсной трассе, при этом выставляя оценки и фиксируя время и ошибки. Как и полагается на соревнованиях, каждое действие участников комментировал ведущий, заместитель директора УНЦ "Геофизика" Анвар Исмагилов. Он подбадривал водителей и удерживал внимание зрителей.
Еще одно новшество этого года:сдача экзамена по оказанию первой помощи пострадавшему.
- Условия работы у ребят полевые, поэтому каждый обязательно должен уметь оказать доврачебную помощь до приезда скорой помощи. Конечно, мы даем установку - не допускать никакого травматизма на производстве, но готовыми надо быть ко всему, - говорит Анвар Исмагилов.
Медицинский этап - также практический. Здесь водителям пришлось накладывать условно пострадавшим жгуты и повязки, причем тоже на время. Первым пришел к медпункту Андрей Сабанов, ему в этом году пришлось открывать соревнования. В профессии он 25 лет, в "Башнефтегеофизике" работает второй год.
- Волнения не было. Все задания понятные, хотя и сложные. Но такие умения могут пригодиться в нашей работе. Один раз, когда я ехал по трассе, перед автомобилемнеожиданно выскочил лось. Я сумел увернуться так, что и животное под колеса не попало, и машина целой осталась. А ведь за мной ехала группа автомобилей. Нужно уметь реагировать на такие ситуации мгновенно, - рассказал Андрей Сабанов.
Он уверенно достал из аптечки медицинские бинты и жгуты и наложил повязку коллеге. Глядя на действия водителя, понимаешь: этот человек не растеряется в критической ситуации.
Учеба водителей, равно как и других специалистов на предприятии, ведется постоянно. Этим, а также организацией вот таких конкурсов, занимается учебный центр предприятия. Его директор Шамиль Гарайшин говорит, что в течение года обучение водителей проходит в несколько этапов.
- Ежегодно они повторяют правила дорожного движения по 20-часовой программе, потом сдают экзамены. Кроме того, проводим инструктаж и практические занятия по вождению в разных погодных условиях: переход с зимы на лето и, наоборот, с лета на зиму, поездки в условиях гололеда, распутицы, снежных заносов и так далее. В каждом подразделении есть свой инструктор, который проводит обучение на месте, - рассказал Шамиль Гарайшин.
По его словам, на соревнования отбор шел в течение месяца. Допустили тех, кто обладает отличными навыками вождения, не имеет нареканий по работе и штрафов за нарушения правил дорожного движения.
По итогам конкурса девять водителей признаны победителями.
Солидные денежные призы, а еще и бытовая техника - так наградили занявших первые, вторые и третьи места. Лучшее время на вездеходе - минута семь секунд, лучшее время с учетом всех трех этапов соревнований на "Урале" - восемь минут 17 секунд, на "КамАЗе" - девять минут три секунды.
Водитель вездехода Илдар Исламов, занявший первое место, поделился своими впечатлениями: "Условия работы у нас непростые: в лесу приходится ездить, в болотистых местах, где много препятствий. Так что эти соревнования для опыта очень хороши. Я надеялся стать первым, все-таки 17 лет за рулем, а в "Башнефтегеофизике" работаю девять лет. Мои надежды оправдались - все сдал без ошибок. Дома ждет супруга, привезу ей в подарок микроволновую печь - она обрадуется".
Его коллега Ришат Сайфутдинов, водитель "Урала", занявший второе место, своей жене повезет в подарок мультиварку. У него 15 лет водительского стажа и вторые по счету соревнования профмастерства.
- Самое главное, что такие конкурсы повышают азарт быть лучше, быстрее, знать больше, ведь каждому хочется победить. А еще они очень сплачивают, потому что мы за всех одинаково переживаем и за всех победителей радуемся. Есть у меня теперь стимул на следующий год выйти на первое место, - говорит Ришат Сайфутдинов.
Кстати, без подарков в этот день не уехал ни один участник соревнований, призы вручили всем. А также отдельно отметили партии, чья пара водителей набрала наибольшее количество баллов в командном зачете. Сейчас у ребят есть впереди целый год, чтобы подготовиться к следующим соревнованиям. Они обещают быть еще сложнее и интереснее.
Рустем Адиев, генеральный директор АО "Башнефтегеофизика":
- От квалификации, опыта водителя зависит очень многое в нашей работе. Доставка людей, грузов, спецтехники зачастую проходит в труднодоступных условиях. Поэтому будем и в дальнейшем обучение и конкурсы среди водителей и машинистов гусеничных вездеходов проводить постоянно. Тем более что ежегодно техника становится сложнее, количество автотранспорта на дорогах увеличивается, а значит, и уровень знаний водителей должен повышаться. Все наши машины снабжены спутниковой системой навигации, и мы жестко отслеживаем любые нарушения. Безопасность у нас на первом месте. В этом году провели соревнования в условиях, максимально приближенных к реальной трассе. Поэтому появилась возможность привлечь больше людей и новый вид транспорта - вездеходы. В следующем году планируем увеличить и количество этапов, и количество техники. Соревнования подстегивают людей работать еще лучше.
Класс "Вездеход"
1 место - Илдар Исламов (Уральская сейсмическая экспедиция, СП-12)
2 место - Евгений Сулейманов (Западно-Сибирская экспедиция, СП-16)
3 место - Юрий Мининбаев (Западно-Сибирская сейсмическая экспедиция, СП-15)
Класс "Урал"
1 место - Максим Храмцов (Уральская сейсмическая экспедиция, СП-11)
2 место - Ришат Сайфутдинов (ООО "Сервис-мастер")
3 место - Федан Султанов (Уральская сейсмическая экспедиция, СП-9)
Класс "КамАЗ"
1 место - Алексей Кибатов (Западно-Сибирская сейсмическая экспедиция, СП-14)
2 место - Альберт Петров (ДГНКТ)
3 место - Алмаз Хазипов (Уральская сейсмическая экспедиция, СП-12)
Командный зачет
1 место - партия No12 Уральской экспедиции
2 место - партия No9 Уральской экспедиции
3 место - Арланское управление геофизических работ.