Кстати, по некоторым данным, Икрянинский район лидирует в области по числу онкологических заболеваний. Возможная причина тому - качество воды. В реку сливается огромное количество нечистот из населенных пунктов, находящихся выше по течению. Между тем в большом селе до сих пор нет очистных сооружений.
Строительством водоочистки занимались еще при советской власти, в 1972 году. Но за малым не достроив их, работы свернули и законсервировали. В 2007 году недострой передали на баланс сельсовета - водонасосную станцию 1-го подъема. На этом все и закончилось, остальная часть сооружений восстановлению не подлежала. Факт подачи некачественной питьевой воды подтвердился еще в 2008 году. Внесено множество представлений. Но воз и ныне там. На 30 километрах водопровода износ труб составляет 90 процентов, на оставшихся 20 километрах - все 100.
Прокуроры провели свою проверку и выяснили, что министерство ЖКХ осуществляло реконструкцию очистных сооружений в поселке Икряном, но до настоящего времени объекты не введены в эксплуатацию, и теперь строительство водопровода в Икрянинском районе запланировано на 2019 - 2020 годы. Еще немного, еще чуть-чуть. А пока что прокуратурой внесено представление главе администрации района об устранении нарушений законодательства. Должностное лицо даже привлечено к дисциплинарной ответственности, однако нарушения, свидетельствует прокуратура, так и не устранены.
Напомним, экс-министр ЖКХ Астраханской области Виктор Яковлев был под подозрением следственных органов. Против него возбудили уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий". По данным следствия, в 2013 году министр подписал акт о выполнении работ по реконструкции очистных сооружений водопровода в селе Икряном. Однако фактически эти работы выполнены не были и, как сказали в администрации поселка, очистные так и не появились.
Наконец, к радости жителей Икряного, был подписан 21-миллионный контракт на строительство нового водопровода. Конкурс выиграла фирма Каналводстрой, генеральный директор которой тоже превратился в главного фигуранта уголовного дела, связанного с изготовлением фиктивных актов приемки выполненных работ и справки об их стоимости при строительстве насосной станции. Тогда он, по версии следствия, получил почти пять миллионов рублей за фактически несданный объект и до сих пор находится в розыске, как уточнили "РГ" в следственном управлении СКР по региону.
Очередной министр ЖКХ Сергей Кучумов отвечал народу, что в 2013 году завершена реконструкция первой очереди объекта водоснабжения Икряного, на которую ушло 22 миллиона. В 2017-м проблема водоснабжения, с которой живут в поселке много лет, так и не решена, в Икряном по-прежнему жители пьют речную воду из Волги без всякой очистки.
Терпение людей лопнуло, когда вдобавок ко всем их горестям прошлым летом вода подорожала в два раза, и теперь кубометр стоит более 30 рублей. Это больше, чем в Астрахани, где вода надлежащего качества, или даже чем в соседнем селе, где за кубометр платят всего шесть рублей. По данным экспертизы, на которую сообща скинулись икрянинцы, из кранов в их домах течет не питьевая вода, а техническая, ее стоимость совершенно неадекватна качеству. За воду с песком и ракушками жители платят по 138 рублей с человека плюс 15 рублей за полив каждого квадратного метра в огороде. Итого 3000 рублей в месяц.
Служба по тарифам региона подтверждает, что стоимость ценного ресурса с 1 января оставляет 32 рубля 35 копейки и что все рассчитано правильно. Ведь, к примеру, объем реализации услуг водоканала в Астрахани в 32 раза превышает объем реализации услуг предприятия, обслуживающего Икряное, а тариф зависит от расположения, характера местности, протяженности сетей и их изношенности, а также разбросанности объектов и многого другого, например, трудовой политики предприятия, судя по которой зарплата персонала в икрянинской коммунальной службе в полтора раза выше, чем у их коллег в Астрахани, а число насосных станций в 11 раз больше, и удельный расход электроэнергии в этих насосных в 2,5 раза превышает городские показатели.
Олег Шеин, депутат Государственной думы:
- Мы живем в дельте Волги. А в наших селах по-прежнему нет питьевой воды. Власти экономят на программе водоснабжения сел. Ведь на самом деле деньги в области есть. Даже в тяжелые 90-е в деревни проводили газ, строили дороги. А сейчас села оказались брошенными. На сессии областной думы мы ежегодно предлагаем закрепить три процента бюджета на программу водоснабжения. Это позволило бы в течение трех лет обеспечить чистой питьевой и технической водой все села Астраханской области. Но каждый раз получается, что средств нет, а те, которые есть, как выяснилось, были расхищены. Я направлял ряд депутатских запросов по этой ситуации и рад, что прокуратура обратила на нее внимание.