Новости

27.08.2017 22:35
Рубрика: Культура

Ушел шестидесятник

Умер балетмейстер Владимир Василёв
86 лет - будто бы долго. Но мало, когда у человека много идей, ясный ум и настоящее дело. Ушел из жизни балетмейстер Владимир Юдич Василёв.
Место Владимира Василёва в отечественном балете совершенно особенное. Фото: РИА Новости Место Владимира Василёва в отечественном балете совершенно особенное. Фото: РИА Новости
Место Владимира Василёва в отечественном балете совершенно особенное. Фото: РИА Новости

Страна у нас литературоцентричная, потому литераторы-"шестидесятники" известны всем, а хореографы-"шестидесятники" - узкому кругу посвященных. Этот узкий круг уже успел возмутиться, когда самые поспешные СМИ опубликовали печальную информацию с фотографией другого человека. Досадная ошибка, неведение и театральная причуда, в которых Владимир Юдич знал толк. Место Василёва в отечественном балете совершенно особенное, и его судьба равно подходит для меток "чтоб помнили" и "чтоб делали выводы".

Родился в семье известных московских медиков в 1931, после возвращения из эвакуации учился в хореографическом училище при Большом театре (ныне именуемом академией), стал артистом Большого театра, где занимался в классе легендарного мастера Асафа Мессерера. По семейной традиции и в балетном деле следовало получить не специальность, а образование, так что Василёв еще окончил ГИТИС с дипломом артиста кино и драмы и курс молодых сочинителей у композитора Николая Каретникова при Союзе композиторов. Формулу счастья, по которой человеку должно трижды повезти - у кого родиться, у кого учиться, на ком жениться, - он закрыл в 1954, встретив балерину Наталию Дмитриевну Касаткину. Они быстро сработались, срослись до нераздельного в театральном мире имени "Кас-Вас".

Молодые, умные, полные сил и идей, они поставили несколько спектаклей - в Большом театре. Не беда, что количество репетиций и готовых работать артистов было скромным, возможности надиктовали камерный масштаб, не повлияв на качество. "Ванина Ванини" на музыку Каретникова, 1962, "Героическая поэма" ("Геологи"), 1964, того же композитора, "Весна священная" Игоря Стравинского, 1965, "Тристан и Изольда" на музыку Вагнера, 1967, "Прелюдии и фуги" на музыку Баха, 1968, специально для Майи Плисецкой. В переводе на небалетный язык это было мягкое диссидентство, соответственно: композитор-современник, композитор-эмигрант, балет на музыку любимого нацистами автора, бессюжетный балет. Но по-настоящему знаменитыми Кас-Васы проснулись после премьеры балета Андрея Петрова "Сотворение мира" в 1971 в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, нынешнем Мариинском. В те времена балет стал бомбой.

В 1977 Владимир Василёв вместе с Наталией Касаткиной возглавил концертный ансамбль "Классический балет", ныне Государственный академический театр классического балета. Рампу увидели более 20 балетов - оригинальных и редакций классики, три оперы, фильмы-балеты и так далее. Мудрая Наталия Касаткина не уставала повторять: она воплощает, а придумывает Владимир Юдич. Еще театр имеет репутацию гнезда для доращивания балетных звезд, можно назвать мирового любимца Владимира Малахова. Гнездом стал, а собственного дома так и не получил. Ну да, театр не торговый центр, строится долго.

Владимир Василёв - народный артист России, лауреат Государственной премии и многих международных престижных премий. Жил долго и порядочно, прощание прошло в Атриуме Большого театра. Будем помнить.