О намерении расширить сеть автозаправок рассказал гендиректор "Шелл нефть" Сергей Стародубцев. Еще в конце прошлого года исполнительный вице-президент головной компании Иштван Капитани заявлял, что для их сети Россия - это "рынок основного роста" в Европе.
"Одно из двух: либо западная компания располагает некими кардинально новыми торговыми технологиями, позволяющими снизить операционные издержки розничного бизнеса и вывести его эффективность в зеленую зону, либо в решении компании присутствует политический момент взаимных уступок, обменов в русле уже существующих тесных связей с российскими нефтяными компаниями, - полагает ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. - В конце концов, не исключен и чисто рекламный мотив".
Однако розничная маржа заправщиков все еще находится на низком уровне на фоне прошедшего роста акцизов, низкого спроса, высокой конкуренции и сдерживания роста цен антимонопольными органами. Для иностранной компании это благоприятные условия, чтобы купить станции небольших независимых игроков и обеспечить рост пролива и маржи за счет бренда, говорит директор по развитию бизнеса компании VYGON Consulting Антон Рубцов. Успех стратегии будет во многом зависеть от расположения АЗС и синергии с действующей сетью и каналами поставок, считает он.
Для российских же нефтекомпаний АЗС - канал сбыта, а не центр прибыли. Если у них сбалансирован объем выпуска топлива с пропускной способностью розничной сети, то дополнительные заправки им не нужны, потому тему о строительстве новых АЗС они не акцентируют, объясняет Виктор Костюков. Хотя крупные игроки не пропускают случая поставить АЗС, например, на вновь строящиеся платные автострады. "В основном вертикально итегрированные нефтекомпании приобретают разорившиеся независимые АЗС, да и не все подряд, а лишь те, которые стоят на бойком месте", - считает эксперт. А сеть заправок Shell, зависимая от поставок на них российского бензина, вряд ли составит серьезную конкуренцию крупным игрокам в рознице, заключает он.