Зритель продемонстрировал стойкость и... небольшое чудо: с первыми ударами барабанов суворовцев "долговременные моросящие осадки" были побеждены. До конца представления дождь больше не моросил. Небо перестало хмуриться, на 2,5 часа из серого став карнавальным: лазерные инсталляции и роскошные салюты преобразили центр Москвы.
Красная площадь - часть Кремля. То есть праздник музыки проходит фактически в резиденции главы государства.
Владимир Путин, приветствуя телеграммой участников, организаторов и гостей фестиваля, назвал "Спасскую башню" одной из визитных карточек нашей столицы. "Его зрелищные, впечатляющие концерты заслужили поистине триумфальный успех", - отметил президент.
Фестиваль проводят в десятый раз. То есть всего за десять лет он стал визиткой города, который на следующей неделе начнет праздновать 870-летие.
Это, мягко говоря, непростая задача. На мой взгляд, зрителя соблазнили и околдовали потрясающей музыкой, озорством и номерами на грани возможного. А главное - нарушением всех догм и формальностей.
Уже во время выступления Мирей Матье стало очевидно, что сценарий - вещь условная. Участников много, и каждому отводится всего несколько минут. Это в теории. На самом деле, сценарий редактирует зритель. Мирей взорвала тысячные трибуны своим невероятным Pardonne-moi. Затем была "Вечная любовь" - Une vie d amour, которую миллионы наших людей помнят с детства, когда Мирей ее пела с не менее великим Шарлем Азнавуром.
На Красной площади ей подпевали, устроили иллюминацию фонариками мобильных телефонов. А потом... А потом просто не отпускали с площади. Удерживали овациями. Сценарий и прописанные в нем временные лимиты были никому не интересны. Мирей поклонилась каждой трибуне, еще больше распалив зрителя. И шептала в микрофон на русском: "Я люблю вас! Я вас обожаю!.."
Изюминка "Спасской башни" - выступление сводного оркестра. Магия цифр: на Красной площади одновременно поют и играют полторы тысячи человек. Так было все девять фестивалей. Но юбилейное шоу побило свой собственный рекорд. Центральный военный оркестр Минобороны России исполнил песенное попурри из советских мультфильмов - "Чунга-Чанга", "Поделись улыбкою своей...". Минут на пять все 7500 человек перешли из статуса зрителей в категорию участников. Пели все.
А еще юбилейный фестиваль можно назвать шоу танцующих солдат. Плясали бойцы военного оркестра нижней Австрии, пританцовывали под собственную фольклорную группу белорусские солдаты роты почетного караула. Вместе с экстремально-танцевальными коллективами пустился в пляс наш Президентский полк... Ну, положим, не в полном составе, конечно. Выделил одного бойца гренадерского роста. Но и этого хватило, чтобы взорвать трибуны. И один в поле воин, когда поле - Красная площадь, а выступление идет в прямой трансляции на многомиллионную аудиторию.
Как всегда, много экзотики. Только представление участников чего стоит: выступает солист - солдат колониальных войск Индии.
Новация: все иностранные участники запели на русском. Когда это делают белорусы, казахи, узбеки и армяне, то это подкупает, но не удивляет. У нас общий пласт культуры. Но довольно сложно не округлить глаза, когда "Катюшу" вдруг затягивают невозмутимые красавцы-усачи из военного оркестра Турции и колоритные участники египетского симфонического оркестра. Швейцарцы из Top Secret Drum Corps не пели - они же все-таки не вокалисты, а барабанщики. Но зажигательно исполнили "Калинку-малинку". Причем зажигали во всех смыслах: жонглируя флагами, из которых летели снопы искр от горящих петард.
Солист оркестра итальянских карабинеров исполнил на языке оригинала бессмертный хит 1960-х годов: "Я шагаю по Москве".
В долгу мы не остались - солист "Геликон-опера" Дмитрий Башкиров ответил карабинерам арией на итальянском.
А вот прощались музыканты со зрителем традиционно: покидали Красную площадь под хит всех времен и народов - под "Славянку".
Впрочем, прощание - это условно. Фестиваль в самом разгаре.