Минтруд предложил повысить штраф за обман пожилых людей в магазинах

Новый законопроект предлагает ввести специальное наказание за обиду, причиненную в кафе или магазине инвалидам и старикам.

Если администрация ресторана неласково обошлась с человеком преклонного возраста или инвалидом, руководство заведения заплатит штраф от 15 до 30 тысяч рублей.

Соответствующие поправки разработало министерство труда и социальной защиты. Дополнения предлагается внести в две статьи Кодекса об административных правонарушениях.

Например, в статью "Обман потребителей" предлагается добавить еще один пункт, предусматривающий наказание за обмер, обвес или обсчет инвалидов, пожилых людей и несовершеннолетних. Штраф в этом случае будет выше, чем за обман обычного покупателя.

Точно так же повышается наказание и за введение таких потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара. Обычный обман грозит продавцу штрафом от 3 до 5 тысяч рублей. Если продавец обманет пожилого человека (обвесит или расхвалит негодный товар, не скажет о чем-то важном), штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей.

Для должностных лиц за такие же нарушения предлагается ввести штраф от 20 до 40 тысяч рублей. Для юридических лиц - от 150 до 600 тысяч рублей.

Другая поправка вносится в статью КоАП "Нарушение иных прав потребителей". Под эту статью теперь будут попадать и ситуации, когда инвалидов буквально выставляют из заведений. Несколько подобных случаев вызвали широкий резонанс в прессе. Не раз в самых разных кафе администрация просила удалиться людей с ограниченными возможностями , мол, чтобы не портили аппетит другим людям.

Закон запретит отказывать инвалидам и пожилым людям в обслуживании из-за возраста или здоровья

Как сказано в проекте, "отказ потребителю или иное воспрепятствование в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом...", будет грозить должностным лицам штрафом от 15 до 30 тысяч рублей. Юридическим лицам - от 50 до 100 тысяч рублей.

"В случае если какое-либо заведение отказало в обслуживании, любой потребитель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор либо в другие контрольно-надзорные и судебные органы, - пояснила адвокат Виктория Данильченко. - Однако для этого необходимо фиксировать факт отказа в обслуживании, например, внеся соответствующую запись в жалобную книгу, заручиться поддержкой свидетелей и т.д."

В министерстве труда объясняют, что проект предлагает защитить самые уязвимые категории. "Проявление неопытности в делах, легкомыслия, слабоволия, а также подверженность влиянию чужого воздействия в сферах потребления, в том числе в сфере предоставления услуг, выполнения работ, купли-продажи товаров, как правило, свойственно социально уязвимым категориям, таким как лица пожилого возраста, несовершеннолетние, инвалиды, имеющим особые потребности, связанные с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом)", говорится в пояснительной записке. Поэтому предлагаются специальные меры защиты. Также подготовлены поправки в закон о защите прав потребителей, которые вводят запрет на отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам (работам и услугам) по причинам, связанным с состоянием здоровья или возрастом.