ФАС также настаивает на вводе новых правил, которые должны снять все спорные вопросы, оставшиеся у регионов к перевозчикам по размеру платы за обслуживание парка электричек. Речь идет об оплате ремонта и техосмотра вагонов. Перевозчики и регионы пока идут в суд, чтобы доказать свою правоту, напомнил в беседе с "РГ" глава Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Сейчас пассажиров перевозят 9,5 тысячи пригородных вагонов. И не все они в идеальном состоянии. Например, в 2018 году должны уйти в утиль 500 вагонов. Придет ли на их место новый парк или регионы предпочтут купить автобусы и перевозить на них своих жителей, зависит от решений, которые будут приняты на предстоящем в сентябре Госсовете. Там как раз намерены обсудить возможные схемы лизинга для пригородных компаний, подтвердил в беседе с "РГ" Кирилл Янков. Этот вариант и другие эксперты называют наиболее сбалансированным в решении вопроса по приобретению подвижного состава.
Единицы регионов потянут инвестиционную составляющую в тарифе, за счет которой можно активно обновлять парк вагонов. Сейчас региональные власти платят амортизационные и за счет них предлагают обновлять парк, добавил Янков.
Перевозку в пригородном сообщении осуществляют пригородные пассажирские компании по заказу регионов. Формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения на основе расчетов, предоставляемых локальными перевозчиками, а разницу между согласованной стоимостью билетов и реальными затратами пригородных компаний регионы должны возмещать из своего бюджета.
В некоторых случаях средств, предусмотренных на компенсацию выпадающих доходов, оказывается недостаточно для полного покрытия убытков перевозчиков, отметили в РЖД. В 2016 году все пригородные компании обеспечили рост доходов, а 21 пригородная пассажирская компания обеспечила безубыточную деятельность.
Для создания механизма субсидирования пригородных перевозок принято постановление правительства, предписывающее ФАС установить коэффициент 0,01 к тарифам на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении. Также были внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие установление нулевой ставки НДС на услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении. Благодаря принятым мерам с 2011 года удалось значительно повысить уровень компенсации потерь в доходах со стороны субъектов.
Это дало результат. Идет увеличение регионального субсидирования, сохраняются маршрутная сеть, разработка планов комплексного транспортного обслуживания населения на долгосрочную перспективу, отмечают в госкомпании. Тем не менее в рамках тарифного регулирования на 2018 год регионам совместно с перевозчиками необходимо определиться с программой обновления подвижного состава и предусмотреть расходы на закупку парка в составе экономически обоснованных затрат при тарифном регулировании. Сегодня подвижной состав самостоятельно закупает только одна пассажирская компания. Остальным пригородным перевозчикам без государственной поддержки это сделать невозможно, считают в РЖД.