Однако на итоговой пресс-конференции Сергей Лавров и его арабский коллега предпочли не распространяться на эту тему, сохранив интригу. И, конечно же, они обсудили последние события в Сирии, тем более что ОАЭ участвует в них не как сторонний наблюдатель.
Гостя из Москвы принимали в лучших традициях восточного гостеприимства, которое может позволить себе нефтяная монархия, возводящая небоскребы в пустыне и насыпные острова, которые видно из космоса. Журналисты с изумлением наблюдали, как российскую делегацию в аэропорту Абу-Даби встречал белоснежный вертолет. Увез ли он Сергея Лаврова, оставалось только гадать. Главу российского дипведомства принял наследный принц Абу-Даби Мухаммед Бен Заид Аль Нахайян, а завершился визит переговорами с министром иностранных дел ОАЭ Абдаллой Аль Нахайяном. На их встрече присутствовал и советник по вопросам нацбезопасности Тахнун Аль Нахайян.
"Сергей Лавров, наш друг и человек, которого мы любим, внес большой вклад в развитие отношений между нашими странами", - отметил глава МИД ОАЭ.
Ранее дипломатический источник рассказал "РГ", что Лавров продолжит обсуждать с арабскими коллегами кризис вокруг Катара. Напомним, с ним разорвали отношения Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Йемен, Египет и даже временное правительство Ливии. Ранее глава МИД РФ рассказал, что Москва не собирается брать на себя роль третейского судьи в этом конфликте, но готова поддержать усилия по примирению сторон в любом формате, с которым все согласятся.
Эксперты "РГ" признают: Саудовскую Аравию и ее союзников больше всего раздражают геополитические амбиции маленького эмирата, который к тому же использует в своих целях мощный инструмент влияния - телеканал "Аль-Джазира". Нельзя сказать, что Абу-Даби в этом конфликте всего лишь подыгрывает саудовцам. У ОАЭ - свои интересы в регионе, которые сталкиваются с катарскими. Мировые СМИ облетели кадры, как на майской встрече лидеров арабского мира и США, которая прошла в Эр-Рияде, наследный принц Абу-Даби отодвинул катарского эмира, чтобы встать по правую руку от Дональда Трампа. Толкователи жестов местных правителей углядели в этом скрытый знак - и точно: уже спустя пару недель Катару был объявлен бойкот. Восточная политика материя слишком тонкая: порой ее переплетения означают совсем иной узор, чем представляется на первый взгляд. Собеседники "РГ" в Заливе отмечают, что внутри ОАЭ нет единства в отношении того же Катара.
Например, еще один влиятельный эмират страны - Дубай - рискует потерять бизнес с катарцами из-за введенных против них финансовых санкций. На этом фоне нельзя не оценить изысканность дипломатии эмира Дубая Мохаммеда Бин Рашида Аль Мактума - харизматичного лидера, известного любовью к конным скачкам и сочинительству виршей. По случаю размолвки с Дохой он опубликовал в соцсетях "небольшую поэму" под названием "Путь ясен", в которой на языке метафор настойчиво призывает Катар вернуться в лоно единой арабской семьи.
Предполагается, что для этого ему следует выполнить требования своих оппонентов. Как рассказал накануне источник в российской делегации, при активном посредничестве Кувейта дело сдвинулось с мертвой точки: катарский эмир согласился если не принять условия ультиматума, то, по крайней мере, начать его обсуждение.
Лавров и его арабский коллега уделили большое внимание ситуации в Сирии, где в последнее время активизировался процесс примирения вооруженной оппозиции и армии Дамаска - в рамках зон деэскалации. Не секрет, что Объединенные Арабские Эмираты участвуют в международной коалиции во главе с США. До последнего времени истребители страны активно бомбили позиции террористов на территории САР. Арабские СМИ с воодушевлением писали о первой женщине - военном летчике из ОАЭ, которая совершала боевые вылеты на F-16 против боевиков террористов ДАИШ (арабское название запрещенной в России группировки "ИГИЛ").
"Наши ожидания нацелены на полное выполнение резолюции Совета Безопасности ООН 2254, в которой заложена конкретная "дорожная карта" по политическому урегулированию в Сирии при бескомпромиссной борьбе с террористами, которые окопались на ее территории. Необходимо, чтобы оппозиция вела себя реалистично и отказалась от ультиматумов. Совет Безопасности постановил, что судьбу Сирии должны решить сами сирийцы, - напомнил Сергей Лавров. - Мы никаких предварительных условий там не предлагаем. Мы на это обращали внимание".
Его арабский коллега сообщил, что Абу-Даби высоко оценил усилия России, как и Египта, в объединении сирийской оппозиции.