Чиновники и бизнесмены предложили скрестить автобус с троллейбусом

На улицах Липецка больше не увидеть привычных троллейбусов. "Остались в прошлом", - говорят местные жители, а старожилы вспоминают, как первый "рогатый" начал курсировать по маршруту в 1971-м, перед самым Новым годом. Разговоры о том, чтобы отказаться от троллейбусов, вот уже несколько лет идут не только в Липецке. Здесь просто раньше, чем в других городах, заменили их автобусами. И проблема не столько в самих "рогатых", сколько в состоянии контактной электросети для их питания. По сути, ее нужно обновлять, а это колоссальные средства, которых пока нет ни в одной городской казне.

Спросили разрешения

Убрать с улиц электротранспорт в Липецке решились не сразу. Сначала наряду с "рогатыми" по их маршрутам пустили автобусы. Горожане сразу отметили: на последних из точки А в точку Б доезжаешь быстрее, они более маневренные и не будут ждать впереди стоящую машину - попросту идут на обгон.

- Вот если говорить о недостатках, то это, пожалуй, лишь духота в салоне, - призналась одна из липчанок. - В троллейбусе тоже жарко, да только людей обычно меньше.

После в мэрии решили провести исследование общественного мнения. Любопытно, что отвечать на вопросы волонтеров попросили горожан, которые пользуются всеми видами липецкого транспорта. Результаты не удивили.

Более половины - 54 процента - респондентов высказались в поддержку замены троллейбусов на автобусы, а на вопрос, почему так считают, большинство напомнило об изношенности подвижного состава. В старых дребезжащих машинах просто неприятно ездить, говорили липчане.

Молодежь, помимо этого, сетовала на низкую скорость: слишком уж медленно едет троллейбус. Об этом сказали 22 процента опрошенных. Неравнодушные даже засекали время поездки на автобусе по троллейбусному маршруту, и вышло, что на работу - в час пик - на "рогатом" ехали в полтора раза дольше. И то, если на пути не было пробок. К слову, нередко сами электромашины и становятся причиной таких заторов. Стоит сломаться одному троллейбусу - за ним выстраиваются другие, выпуская пассажиров на середине пути. Ведь пока неисправную машину не отключат от сети и не уберут, другие просто не могут двигаться дальше. Эту особенность электротранспорта вспомнили сразу 8 процентов опрошенных.

И все же 46 процентов респондентов признались - на троллейбусах они хотели бы ездить и дальше. Просторный и удобный салон, там всегда меньше пассажиров, чем в автобусе, и спокойный ход - никаких лихачеств на дороге. В общем, то, что одни называли недостатком, для других оказалось достоинством. Только вот сторонников троллейбусов оказалось меньше.

В мэрии отметили, что, как правило, в это число вошли люди старшего поколения, но и среди них насчитали 38 процентов, готовых пересесть на более быстрый и маневренный транспорт.

Так или иначе, решение принято. Старый автопарк распродадут на запчасти или сдадут на металлолом.

Продать нельзя оставить

Речь о продаже троллейбусного парка вели и в Белгороде несколько месяцев назад. Давно известно, что реальная стоимость проезда превышает нынешний 15-рублевый тариф в разы. Предприятие-перевозчик приходится субсидировать немалыми суммами. Однако, как поясняет начальник департамента городского хозяйства Сергей Куликов, дело даже не в этом. Устаревшая электросеть, которая используется для питания машин, требует реконструкции.

И чиновники и бизнес-сообщество сходятся во мнении, что рынку нужно предложить "гибрид" троллейбуска и автобуса - электробус

- На это нужно примерно 4 миллиарда рублей, - отмечает он.

Но, если эти средства и появятся в казне Белгорода, их выгоднее направить на покупку более маневренного транспорта. Дело в том, что существующие троллейбусные маршруты - и об этом говорят как сами горожане, так и аналитики, порядком устарели. Белорусские специалисты, изучавшие ситуацию с общественным транспортом в этом областном центре еще несколько лет назад, подчеркнули: нельзя не принимать во внимание пригороды, уже буквально приросшие к Белгороду и сформировавшие единую агломерацию. И они были правы. Белгородцы привыкли ездить в город на работу из прилегающих к нему поселков. И если развивать троллейбусные маршруты, то контактную электросеть надо продлить так, чтобы она уж точно охватывала такие пригороды, как Северный и Разумное. Но это снова - миллиарды рублей, а агломерация растет, меняется. Смогут ли проектировщики "угадать" и создать условия для удобного маршрута? Уже понятно, что транспорт должен быть готов к переменам, а не ездить строго по тому пути, который наметили десятилетия назад.

В соседнем Курске, наоборот, оказываться от "рогатых" не намерены. Именно там и озвучили планы по покупке белгородских троллейбусов: мол, тут машины не пропадут. Белгородцев, в свою очередь, поспешили заверить: продавать будут не весь парк, а лишь десяток неисправных машин, запчасти которых пригодятся в соседнем регионе.

К слову, куряне троллейбусами пользуются охотнее, чем те же липчане. Возможно, причиной тому достаточно хорошее состояние машин, собранных здесь же несколько лет назад из белорусских деталей в рамках сотрудничества между регионом и республикой.

Такое же отношение к трамваям. Отказ от этого транспорта для многих курян - настоящая беда. Они и старые, и дребезжат, но в некоторые уголки города люди добираются исключительно вот так, по рельсам. К тому же, как признаются куряне, по городу эти машины движутся быстрее, чем маршрутки, которые то и дело встают в пробках.

Поэтому совсем недавно новость о возросших долгах "Курскэлектротранса" всколыхнула весь город. 71-миллионный долг за электричество стал причиной громкого заявления поставщиков энергии: компания намерена ограничить перевозчика, машины рискуют не выйти на маршруты.

Оказалось, что за электроэнергию предприятие не платило больше года. Среди частных перевозчиков тут же пошли разговоры о том, будет ли выгодно пустить коммерческие маршрутки взамен трамваев и троллейбусов. Льготники же, в свою очередь, засомневались: если это все же случится, смогут ли они позволить себе услуги частного транспорта?

Впрочем, все решилось достаточно быстро: региональные власти заверили, что Курск не откажется ни от троллейбусов, ни от трамваев. Постепенно долги будут погашены, график составили тут же. А текущие платежи поставщику энергии поступают вовремя.

Альтернатива есть?

О том, каким станет общественный транспорт будущего, - пока только рассуждают эксперты. Впрочем, уже понятно, что от машин на электричестве отказываться совсем никому не хочется. Автобусы, топливом для которых служит метан, несмотря на все положительные характеристики, все же менее экологичны. Поэтому и чиновники, и бизнес-сообщество сходятся во мнении, что рынку нужно предложить этакий "гибрид" троллейбуса и автобуса - электробус.

Председатель департамента транспорта мэрии Липецка Александр Алынин отмечает, что надо делать ставку на развитие транспортных технологий.

- Сейчас троллейбусы меняем на автобусы, в дальнейшем рассматриваем возможность закупки электробусов, - поясняет он.

Первый электробус уже курсирует по липецким улицам. Его запустили в тестовом режиме, чтобы понять, успешно ли справится машина с работой в жару, а потом и в зимние холода.

К слову, подобный опыт тестирования транспорта уже был в Белгороде. Только там на маршрут вышел троллейбус на батарейках. Компания-производитель предоставила его как раз зимой, специалисты заверили, что машина сможет спокойно проехать еще несколько десятков километров, открепившись от контактной сети. Тогда казалось, что это - идеальный вариант как раз для поездок по белгородской агломерации - большую часть пути троллейбус едет, питаясь от сети, а потом - опуская "рожки" - идет своим ходом, тратя накопленный запас энергии. Однако оказалось, что зимние холода - серьезное испытание для этой техники. Несколько раз этот троллейбус не смогли завести и от покупки отказались. Как завершится эксперимент с электробусами в Липецке, покажет время.

Между тем

Тамбовские власти ищут способ сохранить троллейбусное движение. По словам губернатора Александра Никитина, они обращались за помощью в министерство энергетики, но оформленного решения пока нет. Власти претендуют на господдержку прежде всего для обновления инфраструктуры, которое требует гигантских затрат: контактные сети не переделывались с 1958 года, тяговые подстанции менялись до 1980-х. В Тамбове также намерены исключить дублирование троллейбусных маршрутов автобусными, чтобы создать для электротранспорта "зеленые зоны". На дотации для электротранспорта в этом году в городской казне заложено 30 миллионов рублей.