ОНФ и минздрав Вятки по-разному оценили доступность медуслуг

Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) и руководство министерства здравоохранения Кировской области разошлись в оценке доступности медицинских услуг.

О том, что в вятской медицине необходимы серьезные преобразования, говорится уже не один десяток лет. Но, как ни странно, любые попытки внедрить их вызывают шквал критики.

Особенно это касается доступности получения медуслуг. Не стали исключением и попытки нового руководства области и регионального минздрава внести существенные коррективы в этой сфере: в соцсетях люди приводят примеры долгого хождения по кабинетам поликлиник, сидения в очередях, невозможности получить талон к специалисту либо долгое ожидание такового.

Очередной всплеск интереса к этой теме вызвали первые итоги проекта ОНФ "Народная оценка качества", в ходе которого общественники проводили мониторинг в том числе доступности медицинских услуг в поликлиниках. "Фронтовики" посетили несколько поликлиник в областном центре и четырех районах области - Слободском, Кирово-Чепецком, Омутнинском и Белохолуницком.

Кстати

Сегодня жалобы на доступность медпомощи составляют половину всех поступающих в вятский минздрав. Именно поэтому здесь занялись логистикой, стали участниками пилотного проекта "Бережливая поликлиника". Планируется ряд реорганизаций, которые касаются разделения потоков посетителей на больных и здоровых, чтобы люди, приходящие за справкой, не перегружали очередь на первичный прием к врачу. Все это в конечном счете должно сократить как "живые" очереди в поликлиниках, так и ожидание талонов.

За и против

Константин Шарапов, активист Кировского отделения ОНФ:

- Пациенты всех без исключения поликлиник жаловались на большие очереди к врачам даже по предварительной записи, на необходимость ждать планового приема больше месяца, а то и вовсе на невозможность попасть к узким специалистам - офтальмологу, кардиологу, эндокринологу и другим.

Не везде информатизация поликлиник принесла положительные результаты. Так, в Слободском пациенты отметили, что пожилым врачам трудно пользоваться компьютером, поэтому время приема существенно увеличилось. Здесь же мы обнаружили неработающий терминал для записи к врачу.

Перед каждым выездом в медучреждения мы проверяли, есть ли возможность записаться на прием к врачам через электронную регистратуру. Лишь в Омутнинской поликлинике свободных мест к врачам было достаточно. В остальных медучреждениях ко многим специалистам на ближайшие три недели записаться не было возможности, причем не только из-за отсутствия свободных мест, но и из-за того, что информацию о свободном времени для записи в электронную систему не выкладывают в принципе. Так, в поликлинике N 2 Кировского клинико-диагностического центра не было возможности записаться на прием к терапевтам, хирургам, неврологу и офтальмологу. А в поликлинике Белохолуницкой ЦРБ не удалось записаться к врачам общей практики, терапевтам, отоларингологу и хирургу.

Лидером по количеству жалоб стала поликлиника Омутнинской ЦРБ. Пациенты рассказали о постоянных очередях к хирургу. Одному из них с острой болью пришлось ждать приема три часа. Замечания у посетителей вызывает организация профосмотров. На то, чтобы пройти всех специалистов, нужно потратить день, а то и два. Это очень неудобно для жителей отдаленных населенных пунктов района, где есть проблемы с транспортной доступностью. Вопросы вызывает и организация работы процедурного кабинета: приезжающим на уколы приходится ждать по нескольку часов, пока у других пациентов проведут забор крови для анализов.

Мы понимаем, что есть объективные трудности, такие как нехватка врачей, которые не решить сиюминутно. Но результаты мониторинга показали: есть и масса проблем, которые носят скорее логистический и управленческий характер. И здесь всегда важен взгляд со стороны. Мы часто слышим от чиновников о том, как должен быть организован процесс приема пациента. С помощью нашего проекта мы хотим показать, что в реальности ситуация в большинстве случаев отличается от идеальной модели, а значит, нужно принимать меры. Все замечания, выявленные в ходе проверок, направлены в региональный минздрав и опубликованы на сайте проекта "Народная оценка качества" narocenka.ru.

Мы призываем жителей региона зайти на этот ресурс и дать независимую оценку работы своего учреждения здравоохранения. Эта информация будет использована для повышения качества работы с пациентами. И безусловно, мы планируем продолжать проверки поликлиник и в дальнейшем.

Андрей Черняев, и. о. министра здравоохранения Кировской области:

- Данные мониторинга ОНФ вызывают немало вопросов. Главное - то, что на основании частных примеров делается попытка обобщения. Конечно, мы разберемся с каждой ситуацией, но считаю необходимым в ходе данной полемики объяснить, чем вызваны реформы и в чем их суть, основываясь как раз на примерах общественников.

Начнем с самой болевой темы - с талонов и якобы невозможности попасть на прием к узким специалистам. Есть ясный и четкий алгоритм: направить к ним пациента должен терапевт, педиатр или фельдшер (в зависимости от того, взрослый это или ребенок, городской житель или сельский). Именно кто-то из них ведет первичный прием, назначает анализы, обследования и по их результатам направляет к специалисту.

А что на практике? Человек, подозревая у себя какое-то заболевание, записывается на прием к специалисту. Тот при первом осмотре, не имея на руках результатов первичного обследования, направляет на него пациента. То есть делает работу врача первичного звена. Тем самым первый визит к узкому специалисту пропадает впустую. Потеряно время, которое крайне дорого и для врача, и для больных: те, кто уже прошел обследования, вынуждены ждать, когда освободится врач. И таких случаев очень много.

Но это лишь часть проблемы. Другая в том, что пациент зачастую просто не умеет пользоваться той же электронной регистратурой, в которой он якобы не может найти свободное "окно" на прием к врачу. Он видит, что в его поликлинике все время занято, но при этом не удосужится нажать соседнюю кнопку с другой поликлиникой этого же медучреждения. Хотя там как раз могут быть свободные места.

Чтобы хоть отчасти решить эту проблему, мы на сайте нашего минздрава вывесили специальный баннер, который показывает наличие свободных мест у специалистов во всех медучреждениях. Точно так же доступ к этой базе данных есть у всех врачей первичного звена и регистраторов в поликлиниках, чтобы они могли направить пациента к свободному специалисту. Во всех медучреждениях установлены инфоматы, благодаря которым можно узнать количество свободных мест у специалистов.

Конечно, приходится ломать стереотипы, сложившиеся как у пациентов, так и у медиков. Так, из райцентров больных зачастую отправляют к специалистам областной клинической больницы, хотя они есть и в других учреждениях. И не только в Кирове, куда, возможно, пациенту ехать далеко, но и в межрайоных центрах.

Теперь о логистике внутри медучрежений. Почему в Омутнинске пациент ждал приема с острой болью три часа, непонятно. Сейчас во всех поликлиниках есть кабинеты неотложной помощи, куда и должен направить пациента регистратор. А фельдшер или врач этого кабинета наделен полномочиями немедленно направить человека на анализы, рентген, ЭКГ и так далее. Точно такие же меры предпринимаются, когда экстренная ситуация выясняется при разговоре с регистратором. Последний делает приоритет вызова для данного больного, и он попадает к врачу, минуя очередь. Почему этого не произошло в том случае, также будем разбираться.

Непонятны выводы и о том, что пожилым врачам трудно пользоваться компьютером. Да, возможно они работают медленнее, чем их молодые коллеги. Но это несравнимо с плюсами электронного документооборота, на который мы планируем полностью перейти к 1 сентября. Мы разработали специальные шаблоны, чтобы врачи могли быстро пользоваться программой, которая подсказывает, что нужно сделать при подозрении на определенное заболевание, какой необходим перечень обследований.