Об этом заявил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на международном семинаре, посвященном мобильным сервисам в налоговом администрировании. ФНС проводит его совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Внутриевропейской организацией налоговых администраций (IOTA).
Использование современных технологий в налоговом администрировании создает кумулятивный эффект. С начала применения второй версии автоматизированной системы контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2) налоговые поступления растут опережающими экономику темпами, отметил Михаил Мишустин. Система заработала в 2015 году, она сопоставляет данные контрагентов и выявляет "разрывы" в НДС-цепочках, которые указывают на подозрительные операции с обналичиванием, налоговыми вычетами и выводом средств за рубеж.
При этом бизнес, по словам Мишустина, отмечает, что "правила игры" стали понятнее, а контроль на основе риск-ориентированного подхода не мешает работе добросовестных налогоплательщиков.
Михаил Мишустин также представил коллегам из других стран проект по маркировке товаров, который стартовал в 2016 году с чипирования меховых изделий, а в этом году расширен за счет отдельных видов лекарств. "Любой покупатель теперь может отсканировать QR-код на упаковке и проверить, откуда лекарство, что за производитель, легально ли оно произведено, - рассказал руководитель ФНС. - Тем самым система позволяет защитить население от фальсификата, недоброкачественных и контрафактных лекарств".
Наряду с такими странами, как Сингапур, Канада и Австралия, Россия входит в Брисбенскую группу - неформальный клуб технологически передовых налоговых администраций мира. С 2015 года ФНС ведет проект в рамках Форума ОЭСР по электронным услугам и цифровым каналам доставки в сфере обслуживания налогоплательщиков. В "личных кабинетах" на сайте ФНС уже зарегистрировались 25,8 миллиона физических лиц, 485 тысяч юридических лиц и более 770 тысяч индивидуальных предпринимателей. Ежедневно к сервисам подключаются 13,8 тысячи физлиц, 250 компаний и около 1000 ИП.
"Лучшая оценка нашей работы - это отклик налогоплательщиков. Наши сервисы, которые мы постоянно совершенствуем, пользуются все большей популярностью, - отметил Михаил Мишустин. - Онлайн-сервисы становятся все более персонифицированными и проактивными. Они ориентированы на жизненные ситуации и развиваются в соответствии с потребностями налогоплательщиков. Мы верим, что новые технологии помогут создать систему добровольного соблюдения налогового законодательства, а это повысит уровень взаимного доверия между государством и налогоплательщиками".