30.08.2017 20:34
    Поделиться

    Перед началом учебного года выросло число микрозаймов

    Микрофинансовые организации (МФО) перед началом учебного года зафиксировали резкий рост числа займов с указанием цели "на оплату товаров к учебному году". Спрос на микрокредиты могла подстегнуть экономическая ситуация в стране и маркетинговая стратегия самих микрокредиторов.

    Об этом говорится в исследовании компании "Домашние деньги". В выборке по МФО участвовали более 100 тысяч договоров на микрозаймы.

    В августе 2017 года на микрокредиты для покупки товаров к началу учебного года пришлось шесть процентов договоров, говорится в исследовании. В августе 2016 года этот показатель был в три раза меньше - два процента договоров. Как рассказал "Российской газете" главный исполнительный директор "Домашних денег" Андрей Бахвалов, подобных всплесков спроса в прошлые годы МФО не наблюдали - в августе 2014 и 2015 года на такие займы приходилось 1,5-2 процента договоров.

    При этом выросла не только доля обращений, но и средняя сумма микрокредита для сбора детей в школу. По статистике 2014-2016 годов, заемщики брали для этого от 9 до 9,5 тысячи рублей. Показатель августа 2017 года оказался заметно выше - 12,5 тысячи рублей. Чаще всего необходимая сумма для покупок к школе колеблется между 5-25 тысячами рублей, она зависит не только от благосостояния семьи и региона проживания, но и от требований конкретных школ, замечает Бахвалов.

    Средняя сумма микрозайма для сбора ребенка в школу составила 12,5 тысячи рублей

    В исследовании напрямую указывается, что на более активное чем обычно влезание в долги перед началом учебного года (причем не только перед МФО, но и перед родственниками и друзьями) может влиять экономическая ситуация - в том числе, потеря работы и снижение реальных доходов. По данным компании, это вынуждена делать каждая третья семья.

    С этим в целом соглашается гендиректор сервиса онлайн-займов "Робот Займер" Сергей Седов. "Сыграли роль рост цен и увеличение объемов покупок. Помимо канцелярии, учебников и одежды, современным школьникам зачастую необходимы гаджеты, которые требуют немалых затрат. При этом стоимость необходимых школьникам товаров регулярно повышается", - отмечает он. Впрочем, любые "обязательные" расходы (к ним относится и подготовка к школе) всегда обеспечивают повышенный спрос на заемные деньги независимо от того, кризисный ли сейчас год, уточняет Седов.

    По его мнению, на показатели этого года могло повлиять и общее "взросление" заемщиков МФО. По данным Седова, к микрокредиторам чаще остальных обращаются клиенты 30-40 лет - в этом возрасте у многих есть дети дошкольники или младшеклассники.

    Кроме того, в 2017 году рынок МФО существенно уплотнился: за первое полугодие Банк России исключил из своего реестра более 500 микрофинансовых организаций, всего на рынке их официально остается около двух тысяч, плюс происходят слияния и поглощения. Таким образом, растет конкурентная борьба за клиента, говорит Седов. Ее часть - это проведение всевозможных акций для стимулирования спроса на займы. Начало учебного года - один из поводов для этого.

    Поделиться