Такие машины смогут заменить человека на опасных работах: нефтяных платформах, в горных шахтах и космосе, сообщает ТАСС.
По словам руководителя проекта Александра Храмова, робот интересен в первую очередь не просто как машина, а как носитель искусственного интеллекта.
- Нужно поработать с неспособностью робота к критическому мышлению, частично воспроизвести процессы высшей нервной деятельности. Например, при создании робота-разрушителя нужно будет заложить в его "мозг" умение сомневаться в правильности своих действий, если на объекте разрушения зафиксировано живое существо - говорит Александр Храмов.
Саратовские ученые намерены разработать систему, которая бы позволила роботу принимать решения без участия человека, самообучаться, адаптироваться к условиям внешней среды, когда непосредственное участие человека сложно, дорого или невозможно, например, при изучении Марса и других планет. Другое возможное применение робота с интеллектуальными возможностями - ассистент учителя. Он мог бы обучать людей с ограниченными возможностями здоровья, так как способен много раз повторять один и тот же материал без раздражения, и даже сможет шутить.
Что касается сроков реализации проекта, то его авторы надеются получить первые результаты в робототехнике спустя четыре года.
Подобные проекты стали возможны благодаря оснащению лаборатории СГТУ современным оборудование по линии Минобрнауки. Оно позволяет проводить как классические сенсорные пробы (фотостимуляция и аудиосонирование), так и сложные когнитивные исследования. В настоящее время в СГТУ проводят исследование динамических характеристик электрической активности головного мозга человека в рамках Стратегического проекта "Прорывные нейротехнологии" программы развития опорного вуза.
Справка "РГ"
Александр Храмов - профессор СГТУ, завкафедрой "Автоматизация, управление, мехатроника". Он является разработчиком интерфейса "мозг-компьютер" для предотвращения приступов эпилепсии, а также метода измерения спонтанных решений, который может использоваться в качестве тренажера для людей, чья работа связана с повышенным вниманием. Он является профессором, возглавляет кафедру