30.08.2017 18:19
    Поделиться

    Челябинки заняли нишу социального предпринимательства

    По данным "Опоры России", в Челябинской области 30 процентов предприятий малого и среднего бизнеса возглавляют представительницы прекрасного пола, но именно их проекты наиболее заметны и значимы, поскольку реализуются в социальной сфере. Как развивается такой бизнес и требуется ли ему специальная поддержка, выяснял корреспондент "РГ".

    Активные и смелые

    Как известно, в развитых странах доля малого бизнеса превышает 50 процентов, при этом женщины-руководители там не редкость. Более того, считается, что их проекты быстрее вырастают из стартапов.

    На Южном Урале власти задумались о том, что женское предпринимательство из варианта самозанятости могло бы стать новой точкой роста экономики. Но все же пока примеров экономически эффективного бизнеса, созданного слабым полом, маловато.

    - С точки зрения оценки ведения бизнеса нет смысла разделять его по гендерному признаку, - считает депутат челябинской гордумы бизнес-вумен Марина Карелина. - У женщин есть возможность попробовать себя в сугубо "мужских" направлениях, реализуя проекты, скажем, направленные на развитие экспорта.

    И все же, по словам руководителя челябинского регионального отделения "Опоры России" Артема Артемьева, женщины редко реализуют производственные проекты, разве что в пищевой индустрии. Чаще всего их бизнес имеет социальную направленность.

    Если же говорить о производстве, в том числе имеющем экспортный потенциал, то здесь у женщин есть все шансы занять нишу выпуска уникальных товаров хенд-мейд. Даже если объемы производства ограниченны, есть возможность реализовать малые партии с помощью универсальных торговых площадок в Интернете. По мнению экспертов, крупные поставки - отнюдь не обязательное условие выхода на зарубежные рынки, как раз наоборот, популярностью пользуются лимитированные серии. Но в то же время высоки и барьеры, преодолеть которые удается пока немногим.

    Есть проблемы и с получением господдержки. Она сегодня в основном оказывается на возвратной основе, в регионе даже отказались от практики выдачи грантов. Главные условия для получения субсидий - экономическая стабильность компании и отсутствие долгов в бюджет и соцфонды. Особых привилегий для молодежного, женского и тому подобных видов предпринимательства практически нет.

    Так куда же направить уралочкам свою энергию?

    Ориентир на семью

    - Самое дорогое сегодня - это время: современная хозяйка должна быть уверена, что дети вовремя ушли в детсад или школу, что в доме чисто, садовый участок в порядке, а у нее самой есть время для самореализации, работы, увлечений. И за это многие семьи готовы платить, но сфера оказания таких услуг пока недостаточно развита, хотя перспективы ее очевидны, - говорит председатель комитета по информационной политике Законодательного собрания Челябинской области Марина Поддубная.

    На рынке социальных услуг бизнес в основном работает в традиционных направлениях - частные детсады, дома престарелых, репетиторство. Соответственно выстраивается и инфраструктура поддержки.

    - В Челябинске действуют разные виды помощи малому бизнесу: информационная, имущественная и финансовая, - пояснила зампредседателя комитета экономики администрации Челябинска Ирина Галанцева.

    В части информационной поддержки мэрия проводит бесплатные "бизнес-четверги", где обсуждаются перспективные рынки, новеллы законодательства, алгоритмы продвижения товаров и услуг. Финансовую помощь предприниматели могут получить в качестве компенсации девяти видов затрат, наиболее востребованные - возмещение расходов на участие в выставках, продвижение интернет-ресурсов, на приобретение нового оборудования. Популярностью пользуется одна из новых форм поддержки - субсидия на развитие частных детских садов. В этом году их получили 16 субъектов предпринимательства на общую сумму 6,5 миллиона рублей. Но выдается такая субсидия на конкурсной основе, и пройти фильтр удается не всем.

    - Пытались принять участие в конкурсе, но соответствовать условиям отбора оказалось не так просто. Частный детсад должен иметь небольшие группы, низкую стоимость услуг, ряд требований предъявляется к помещению. К тому же речь идет о компенсации понесенных затрат, а мы в то время только начинали бизнес, - рассказывает директор частного детского сада в Челябинске Ксения Мурашова.

    Тогда как именно на старте поддержка чрезвычайно важна. На первом этапе развития бизнеса вложения в детсад превысили 10 миллионов рублей, но выйти на самоокупаемость планируется уже через год, поскольку спрос на такие услуги высок. Сегодня в частном дошкольном учреждении около полусотни воспитанников (набор не завершен), плата за месяц составляет 20 тысяч рублей. За эти деньги ребенку гарантируют не только присмотр и уход, но и развитие по системе Монтессори, занятия йогой, хореографией, услуги логопеда и многое другое.

    - Для меня это не столько бизнес, сколько социальный проект, куда вкладываешь душу, поскольку открывала свое дело с целью не заработать, а самореализоваться, - говорит предпринимательница. - У меня двое детей, они посещали муниципальные детсады, и со строгой системой традиционного дошкольного образования мы знакомы не понаслышке, а хотелось бы, чтобы у малышей детство было "пряничное".

    При получении господдержки особых привилегий для молодежного, женского и тому подобных видов предпринимательства практически нет

    В планах компании увеличить площадь частного детсада, расположенного на первом этаже жилого дома, и организовать набор старших групп - для подготовки к школе. Необходимо также решить вопрос с прогулочной площадкой: пока дети гуляют во дворе дома на временно огороженной территории. Полгода ушло только на то, чтобы выяснить, кто распоряжается землей, теперь ищут застройщика-арендатора.

    От прилавка к станку

    Сегодня приоритет при оказании господдержки отдается производственному бизнесу, что послужило стимулом для многих малых предприятий Челябинской области попробовать себя в этой сфере. И женщины не остались в стороне.

    - До недавнего времени мы были торговой компанией и занимались оснащением детсадов всем необходимым, а теперь сами взялись за изготовление игровых комплектов одежды для ранней профориентации детей от 3 до 7 лет, - рассказывает челябинский предприниматель Лилия Ершова.

    Дизайнеры по заказу разработали два набора детской игровой одежды: универсальный, представляющий собой костюмы представителей наиболее узнаваемых и популярных в стране профессий (повара, доктора, педагога, инспектора ДПС, парикмахера - всего 12), и региональный, представляющий профессии Челябинской области (металлург, строитель, сантехник, электромонтер и другие). При этом акцент сделан на рабочих специальностях, наиболее востребованных в регионе. Помимо элементов одежды в набор включен игровой инвентарь, дидактические пособия, демонстрационные карточки и информация для педагога.

    - Зачастую шестилетки не знают даже, кем работают их родители, не говоря уже о многообразии рынка профессий, поэтому наш проект имеет социальную цель - сориентировать ребят в этом направлении еще до школы, - говорит Лилия Ершова.

    В планах бизнес-вумен окупить затраты на запуск производства примерно через год, при этом стоимость набора костюмов соразмерна сумме родительской платы за пребывание одного ребенка в детсаду в течение трех месяцев. Но закупают наборы непосредственно дошкольные учреждения, не требуя при этом дополнительных взносов с мам и пап.

    Чтобы цена была доступной для муниципальных детсадов, пришлось максимально снизить себестоимость продукции, но не за счет качества ткани, поясняет предприниматель, сама мама двоих детей. Шьют детские костюмы на производственной площадке, расположенной в стенах местной швейной фабрики. Недавно компания подала заявку в создаваемый в регионе фонд микрофинансирования. Предполагается, что он начнет работу нынешней осенью и будет выдавать малому бизнесу льготные кредиты размером до миллиона рублей на срок до года по ставке не более 10 процентов. А специалисты центра "Территория бизнеса", работающего по принципу "одного окна", уже приступили к разработке логотипа компании и готовы помочь в маркетинговом продвижении продукции на льготных условиях. По словам Ершовой, 80 процентов стоимости маркетинговых работ оплатит центр, 20 процентов - сама компания, что очень выгодно.

    - Сегодня действует много видов поддержки бизнеса, проводятся бесплатные обучающие семинары, выплачиваются субсидии, компенсируются затраты, но хотелось бы больше информационной поддержки. Будет полезно создание отдельного интернет-ресурса или выход цикла публикаций о людях, добившихся успеха в бизнесе, - предлагает Лилия.

    По ее словам, важно сформировать положительный образ предпринимателя в обществе и начинать нужно с детской аудитории. Вот только костюма "Бизнесмен" в наборе для дошколят почему-то не оказалось.

    Поделиться