Значительно легче адаптируются те ученики, которые пришли в школу психологически готовыми. Но как это проверить?
1. Ребенок к первому классу уже умеет мыслить не образами, а понятиями.
- Например, предлагаем ребенку четыре слова: "самолет", "бабочка", "автобус", "автомобиль" и просим выбросить лишнее. Если ребенок говорит, что лишнее слово "бабочка", и может обобщить оставшиеся (назвать транспортом или машинами), это значит, зарождается умение мыслить понятиями, а не образами, ребенок понимает, что оставшиеся три слова объединяет понятие "транспорт". Это очень важно, ведь в школе малышу придется сталкиваться именно с абстрактными понятиями, которыми оперирует любая наука, - рассказывает научный сотрудник Центра исследований современного детства ВШЭ Анастасия Нисская.
2. Если ребенок готов к школе, ему становится интересно выполнять что-то по правилам. Например, в детском саду (допустим, по дороге из группы в музыкальный зал) он говорит соседу: "Воспитатель сказала, что надо идти с левой ноги, а ты идешь с правой!"
3. Еще один признак готовности - формирование адекватной (иными словами, сложной и реалистичной) самооценки: "Да, я самый маленький в группе, но я лучше всех могу лазить по канату".
4. Ребенок может управлять своим поведением, контролировать другого и себя. "Чаще всего обучение этому происходит в игре", - уточняет Анастасия Нисская.
Педагоги говорят: будущего первоклашку совершенно необязательно учить дома читать и писать.
5. К первому классу ребенок умеет высказываться, пусть и простыми предложениями.
- Для того чтобы ребенок шел в школу с желанием, родители должны ему приводить хорошие примеры из своего личного опыта, - вот мнение заслуженного учителя России, преподавателя начальных классов Сосновской школы N 1 Тамбовской области Ольги Мишуковой.
Никаких запугиваний двойками и домашними заданиями!
6. Первоклассник должен знать свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, чем они занимаются. Хорошо, если может назвать времена года.
7. Ребенок готов к учебе, если умеет считать в пределах десяти, причем в прямом и обратном порядке, сравнивать предметы, разбираться, где верх, низ, право, лево.
Надо ли записывать первоклашку в продленку? "Да, в городах это палочка-выручалочка для родителей, - уверена педагог, - а вот заставлять спать детей днем, по-моему, не стоит. Не хочет ребенок тихий час - не надо. Утром лучше всего будить первоклашку за полчаса-час до занятий и постараться накормить завтраком. Если ребенок отказывается, надо дать с собой яблоко или бутерброд. Но только не деньги", - говорит педагог.
Важный вопрос - за какую парту посадят ваше чадо. Это решает учитель. Обычно подход простой: тех, кто поменьше ростом, - на первые, а кто повыше - на последние. Но если есть проблемы со зрением или слухом, то ребенка, какого бы он роста ни был, учитель обязан посадить за первую парту.
- "Не пойду в школу! Учительница плохая!" - и такое случается в первом классе. В такой ситуации надо собраться всем вместе - и ученику, и родителям, и учителю - и разобраться. Иногда перед учеником и извиниться не грех, - считает Ольга Мишукова. - Часто бывает, что причина - во взаимоотношениях с другими детьми. В школе, даже в начальной, может быть скрытая "дедовщина", когда травят кого-то из детей. В первом классе это уследить трудно, а в четвертом уже видно. Если ребенок попал в такую ситуацию, советую поменять школу, иначе его могут просто сломать.
К декабрю - январю первоклашка должен выучиться хорошо читать по слогам, знать прямой и обратный счет до 20, а также иметь базовые представления о времени, знать, что такое неделя, день, час. Хорошо, если к этому времени ребенок выучил в школе уже 5-6 стихотворений наизусть. Впрочем, Ольга Мишукова признает, что сейчас в классах часто бывают дети, которые испытывают сложности с чтением. Бывает, что ребенок и к третьему классу с трудом читает по слогам. Причина в том, что в классах теперь больше детей с отклонениями в развитии, хотя не все родители готовы это признать. Еще одна причина - на изучение азбуки в первом классе отводится слишком мало времени - всего три месяца.
- Психологи - за то, чтобы готовиться к школе традиционным образом - лепить, рисовать, развивать психомоторику. Многие педагоги считают, что в школу должен прийти ребенок, который уже умеет читать и даже писать. На изучение букв, составление слов и чтение отводится всего полгода. Со второго полугодия начинается работа с большими и сложными текстами. И дети, которые не были готовы к этому, оказываются в худшем положении, - признает профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Авдеева.
Как за последние 10 лет изменились первоклашки? Они стали общительнее, расчетливее и перестали любить книги, говорят учителя.
Что надо знать родителям первоклашек:
Оценок и домашних заданий нет.
В сентябре - октябре - по три урока в день, в ноябре - декабре - по четыре (продолжительность уроков - от 35 до 40 минут).
Дважды за урок - физкультурные минутки.
В феврале - дополнительные каникулы на неделю.
Что должен уметь ребенок ко 2-му классу школы:
Считать от 0 до 100, прибавлять и вычитать в пределах 100, решать простые задачи и уравнения, в том числе на увеличение и уменьшение, называть последующее и предыдущее числа.
Знать все буквы и звуки алфавита (ударные, безударные, гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие), правила переноса слов, различать слова с вопросами "кто?", "что?", писать предлоги со словами, слова с изученной орфограммой.
Алла Орлова, дефектолог, учитель высшей категории, Москва:
- Ребенку с задержкой умственного развития перед школой обязательно надо дать элементарные навыки самообслуживания. Он должен уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы, отличать свою одежду от одежды других детей. Лучше для этого пришить специальные метки. Важный вопрос для таких детей - культура поведения за столом. Ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами.
Если ребенок может слушать хотя бы 5-10 минут - отлично. Полезно раскрашивать рисунки карандашом и стараться передавать естественные цвета. Условно говоря, пусть елка на рисунке будет зеленого цвета, а не желтого или оранжевого.
Донат Егоров, дизайнер:
- Если школьник настроен против форменной одежды, существуют компромиссы. Например, на юбках или платьях у девочек очень интересно смотрятся параллельные складки и дополнительные детали вроде карманов. Для мальчиков можно выбрать костюмы из тканей в полоску, сделать акцент на ярком галстуке. Во многих учебных заведениях позволяется разбавлять строгую форму какими-то трикотажными изделиями, подобная одежда также позволяет чувствовать себя комфортнее. В старших классах полезно ориентироваться на удачные примеры взрослой деловой одежды. Юношам наверняка понравятся солидные деловые аксессуары - наручные часы, галстук и, например, кожаная папка. Для девушек тоже можно найти варианты, основанные на деловом классическом стиле. Это и платья-футляры, и комплекты с А-образной юбкой. Модели могут иметь какую-то неброскую, но необычную отделку, например канты.
Наталья Кляшева, учитель высшей категории:
- Единая школьная форма или элементы такой одежды (жилеты, рубашки, пиджаки с эмблемами и пр.) однозначно благоприятно влияют на организацию учебного процесса. Форменная одежда воспитывает чувство гордости, принадлежности к классу, школе, гимназии, и, кроме того, единообразие в одежде помогает не отвлекаться от учебного процесса. Часто в одном классе учатся дети разного социального уровня, у родителей могут быть разные взгляды на то, как нужно одевать детей. И тогда возможно такое буйство красок, стилей... При этом забывается, что школа - это место, где проявлять свои таланты, выделяться и становиться заметным нужно через иные качества.. Кроме того, школьники, независимо от возраста, очень эмоционально реагируют на внешний вид одноклассников, иногда сильно переживают, что сами не так нарядно одеты или что их родители не могут себе позволить покупать супермодную одежду.