Лидер группы Sax Ruins, барабанщик Тацуя Йосида в Москве не в первый раз. Много лет назад он приезжал с первой итерацией своего проекта - просто Ruins, который состоял только из барабанщика и бас-гитариста.
Играли они что-то вроде экстремального прог-рока - тяжелого, в сложных размерах. Второй вариант проекта Sax Ruins - с саксофонисткой Реко Оно - выступал несколько лет назад в "Мастерской", собрав там человек 30. И в том и в другом случае посещаемость была, ну, скажем, нормальной для такой маргинальной музыки. Снобская "Мастерская" вообще отличалась бездарной музыкальной политикой, так что ничего удивительного. Полсотни ценителей-завсегдатаев на подобных экстремальных концертах - для Москвы это нормально.
На прошедший концерт Sax Ruins в культурном центре "Дом" было не протолкнуться. В прямом смысле. Подобные переаншлаги случались тут только на концертах Петера Брецмана (который легенда и живой классик) и Марка Рибо, культового гитариста, в наших краях особо ценимого после работы с группой "АукцЫон".
Впервые в жизни я, завсегдатай этого заведения, не смог подойти к сцене. Ну не по головам же идти! А народ стоял даже в коридоре. Кто все эти люди? Да в том-то и дело, что просто публика, по виду - молодежь, студенты… То ли раньше реклама "руинных" мероприятий была неудачная, не для той ЦА, то ли за летнее затишье меломаны соскучились по чему-то эдакому, то ли просто что-то в воздухе такое разлито, что душа требует радикальной музыки. Я, понятно, не знаю, но и организатор данного мероприятия, г-н Кирилл Полонский, тоже приятно удивлен.
Главное, что почти все пришедшие - в восторге. И было от чего. Sax Ruins сделаны очень хитро, по-японски. С Йосидой все понятно: он играет на обычной барабанной установке, но со своеобразным звукоизвлечением. Мастер. Реко Оно использует кучу спецэффектов и "лупер". Это такая штука, которая записывает музыкальную фразу и потом бесконечно ее проигрывает - как петля из магнитофонной пленки - а музыкант может поверх играть что-то другое. Поэтому Sax Ruins вместе звучат как целый оркестр. Вторая хитрость в том, что на первый взгляд музыканты играют полнейший хаос, что бог на душу положит.
На самом деле там нет никакой свободной импровизации: барабанщик и саксофонист играют точно друг с другом, то есть музыка эта вся написана и выучена. Как такое выучить - не понятно: бесконечная мозаика из коротких рваных фраз, плавающие размеры, внезапные паузы. Ничем иным, кроме как особым устройством японских мозгов такое не объяснишь.
На самом деле организованно шуметь - это, как ни странно, вполне в традиции японской музыки. Есть такой древний жанр - оркестр гагаку. Два иероглифа слова "гагаку" обозначают "изысканная" и "музыка". При этом ничего на русский слух изысканного там нет - шумы и вой какой-то. У нас европейцев музыка это музыка, а шум - это шум. В японской эстетике наоборот: звуки оркестра должны сливаться с окружающей средой - деревьями, птицами, цикадами и так далее. Принцип как у суси с сырой рыбой: ты не изменяешь природу, наоборот - к ней приближаешься. И новейшие технические средства тебе в помощь.