Как старые традиции вдохнули новую жизнь в тульский поселок

В некоронованной столице Куликова поля - некогда богатом купеческом городке, а ныне небольшом поселке Епифань - гудела августовская ярмарка. Сто лет назад на Епифанскую ярмарку съезжались купцы со всех соседних губерний - по свидетельству историков музея "Куликово поле", в начале прошлого века она была самой популярной в верховьях Дона.

Пятнадцать лет назад музейщики решили восстановить традицию, чтобы вновь вдохнуть жизнь в бывший уездный городок. Но у старой традиции появилось новое имя: теперь ярмарка проводится под девизом "На Дону стоим! Дон славим!".

Небольшой (на две тысячи жителей) поселок Кимовского района имеет более чем 400-летнюю историю. В позапрошлом веке здесь, на Дону, епифанские стрельцы и казаки отражали стремительные набеги вероломных крымских ханов, прикрывая собой кузницу русского оружия - Тулу и столицу Руси - Москву. Считается, что именно отсюда берет свое начало донское казачество.

В период XVI-XVII веков город не раз брали штурмом, он горел, его оставляли жители, но в результате Епифань вновь возрождалась.

Однако XXI век Епифань встретила в удручающем состоянии. Никольский собор лишился не только часовни и колокольни, но и значительной части уникальной лепнины. Стены в трещинах, на широких ступенях - бомжи с закуской. Дороги - "смерть подвеске". Сыпаться начали даже крепкие купеческие дома. И над всем этим - удушающая вонь, исходящая от спиртзавода…

В Епифань начали ездить высокопоставленные гости, а для местных чиновников это сигнал: надо срочно все приводить в порядок

Епифань была ближайшим знаковым местом к Куликову полю. И в свое время специалисты поняли: чтобы развивался музей, нужна опора, инфраструктура. Так возник проект Епифанских ярмарок. В поселке открыли филиал музея-усадьбы купца Байбакова, который позже вошел в проект "Русские усадьбы". Построили гостиницу.

В Епифань начали ездить высокопоставленные гости, а для любого местного чиновника это сигнал: надо срочно все приводить в порядок. И вот в городке появились вполне приличные дороги. По президентской программе построили современный спортивный комплекс. Епифань вошла в программу минкульта РФ по строительству домов культуры в провинции. С большими сложностями, но все же реставрируется Никольский собор.

Параллельно музей "Куликово поле" сейчас делает проект реставрации двух исторических зданий.

- В конечном итоге получится целый исторический квартал на улице Тульской, - делится планами директор музея "Куликово поле" Владимир Гриценко. - Это будет новая епифанская реальность.

В этой новой реальности музей "Куликово поле" намерен создать Центр хранения коллекций - не просто некое фондохранилище, а именно открытое, доступное для осмотра. Причем это будет межрегиональный центр, где смогут разместить свои коллекции, находки археологи из других регионов.

- Присутствие крупного федерального музея дает местной молодежи выбор: уезжать или получить здесь престижную работу, требующую знаний и интеллекта, куда надо ходить на каблуках и всегда быть "на высоте", - поясняет директор музея. - Все это новая экономика старого города. Владимир Гриценко уверен, что в Епифань будет приезжать все больше туристов, которым надо будет где-то жить и где-то есть.

- С точки зрения бизнеса Епифань будет востребована. Главное - не останавливаться на достигнутом.

Кстати

Свято-Никольский собор в Епифани - один из красивейших храмов Тульской области. Ему уже более 150 лет. Он возведен на месте первой Никольской церкви, поставленной на Куликовом поле вскоре после исторического сражения. Нынешний величественный Никольский собор был возведен в середине XIX века. Во время войны, когда была уничтожена чуть ли не половина старинной Епифани, фашисты пытались взорвать и Никольский собор, но храм устоял. Реставрация храма началась в 1991 году. В 2004-м на добровольные пожертвования и средства спонсоров в этом храме был открыт и освящен пятиярусный иконостас и установлена звонница с пятью колоколами. Несколько лет назад восстановление храма было продолжено: отремонтирован фасад, восстановлена колокольня, часовня.