31.08.2017 14:37
    Поделиться

    Лучшие выставки сентября: Картины порохом и бриллиантовый Наполеон

    "РГ" выбрала пять наиболее интересных выставок сентября. В Историческом музее готовят выставку шахмат, изображающих героев 1812 года, на декор которых ушло более 6000 бриллиантов. ГМИИ им. А. С. Пушкина привезет в Москву работы и автора картин из пороха Цая Гоцяна. В Музее архитектуры им.Щусева расскажут, какие здания в наследство оставил итальянцам Алексей Щусев. В Мультимедиа Арт музее покажут ранние снимки Анри Картье Брессона, в том числе кадры, сделанные во время Второй Мировой войны. А Третьяковская галерея представит проект "Некто 1917-й", приуроченный к столетию революции.

    Бриллиантовый император

    В Историческом музее 6 сентября откроется выставка "Шахматы. 1812". Проект приурочен к 205-летию со дня Бородинского сражения. Это не совсем обычные шахматы, а настоящее произведение ювелирного искусства. 32 фигуры высотой 12 см, среди которых императоры Александр I и Наполеон I Бонапарт, Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Платов, Мюрат, Даву, Ней, Понятовский, а также пешки - солдаты лейб-гвардии Преображенского полка, гренадеры Императорской гвардии (Старая гвардия) и военные музыканты. Внешний облик - максимально достоверный, сообразно чинам. Оружие, ордена, знаки и ленты, которые носят персонажи, отвечают их статусу. Ювелирная проработка настолько тонка, что крохотные шпаги и тесаки вынимаются из ножен, пистолеты и ружья имеют взводящиеся курки. На создание набора ушло около трех лет. Шахматы выполнены из черненого серебра и золота, стоят на нефритовых постаментах. Для декора использовались - 6 687 бриллиантов, 9363 рубина и 3245 сапфиров. Шахматная доска - столешница из белого и черного нефрита - еще одно достижение этого проекта. На ее изготовление ушло более шести месяцев.

    Игры с порохом

    Самый знаменитый современный китайский художник Цай Гоцян привезет в ГМИИ им.А.С.Пушкина выставку "Октябрь". Зрителей на ней ждут с 13 сентября. А 4 сентября на ВДНХ в павильоне №22 Цай Гоцян вместе с волонтерами создаст из пороха картину "Река", которая затем станет частью выставки. Цай Гоцян использует порох в искусстве с 1984 года. Спустя некоторое время художник перешел на более экологичные материалы, а в 2009 году впервые разрешил зрителям присутствовать при создании своих произведений. Он был первым, кто применил порох для художественных целей. Самым известным в мире проектом художника можно считать инсталляцию "Лестница в небо, 2015", которую он сделал в городе Гуанчжоу и приурочил к 100-летнему юбилею своей бабушки. Высота композиции составила 500 метров, а само пороховое шоу длилось в общей сложности 15 минут. Действительно, дым, причудливо извиваясь, напоминал лестницу, исчезавшую за облаками. Иногда порохом, используя его вместо красок, он пишет картины - невероятно трогательные и нежные.

    И зрители, и волонтеры, и сам художник станут неотъемлемой частью процесса создания произведения. Кстати, зрителей предупредили, что пиротехнический перформанс станет зоной повышенной опасности, поэтому вначале на него нужно зарегистрироваться. А затем, собираясь на ВДНХ, не брать с собой металлические и легковоспламеняющиеся вещества.

    В дар Италии

    Зданиям, возведенным в Италии по проекту Алексея Щусева, будет посвящена выставка, которая откроется в Музее архитектуры 14 сентября. В 1910-годы, накануне Первой мировой войны и в преддверии революционных событий в России, Щусеву удалось построить в Италии два сооружения. Это Храм Святителя Николая Чудотворца со странноприимным домом в Бари и Русский выставочный павильон в Венеции, в котором современные российские художники до сих пор выставляют свои творения во время Венецианской биеннале современного искусства. И еще один проект так и остался неосуществленным - храм Христа Спасителя в Сан-Ремо. На выставке будет представлено более 100 графических произведений Щусева из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева и частных коллекций. Это проекты зданий, многие из них будут показаны впервые. Посетители увидят, как авторский замысел превращался в первоначальные эскизы, а затем в презентационные чертежи. Кроме осуществленных работ, посетители увидят неизвестный эскизный проект Щусева для храма в Сан-Ремо, который архитектор так и не воплотил в жизнь, и впоследствии он возводился по чертежам итальянца Пьетро Агости.

    Через Сопротивление

    20 сентября в Мультимедиа Арт музее - открытие выставки "Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932-1946". Посетителям представят ранние снимки классика. Мультимедиа Арт Музей не устает знакомить своих гостей с творчеством великого французского фотографа, одного из основоположников жанра фоторепортажа и сооснователя легендарного фотоагентства Magnum Photos - Анри Картье-Брессона. В 2000 году в рамках Третьего международного месяца фотографии в Москве "Фотобиеннале 2000" в музее можно было увидеть выставку "Анри Картье-Брессон. СССР: 1950-1970".

    Грядущий проект, "Фотоальбом Анри Картье-Брессона", рассказывает о становлении Брессона как фотографа, о периодах успеха и неудач, о поисках, сомнениях, увлечении кинематографом и годах пребывания в плену во время войны. Плен - это отдельная страница в его биографии. Туда фотограф попал в июне 1940-го. 35 месяцев невыносимого бытия. Он бежал с третьей попытки, по фальшивым документам проник в Париж и стал участником Сопротивления. Его камера фиксировала события оккупации и освобождения Франции от фашистов, суды над предателями, возвращение домой французских солдат. И теперь эти кадры можно будет увидеть в МАММ.

    Этот ранний альбом Брессона - своего рода пауза, за которой последовал мощный рывок вперед - основание в 1947 году Magnum Photos - самого знаменитого международного фотоагентства, принадлежность к которому стала синонимом творческого признания для многих фотографов.

    Мифотворцы и утописты

    Еще один большой проект, посвященный столетию революции, на этот раз представит Третьяковская галерея. Выставка "Некто 1917 год" откроется 28 сентября. О нем много говорят уже с начала года. Названием ему послужила строчка Велимира Хлебникова, актуальная до сих пор. В представлении сегодняшних поколений 1917 год - некто и нечто, до сих пор окутанное завесой тайны. Но когда на дворе был 1917-й, большинство тоже не знало, чего ждать от наступающего лихолетья. С какими мыслями и чувствами в него вступала интеллигенция - художники, писатели - этому посвящен проект. Были художники, которые просто не хотели замечать происходящего. А были и те, которые больше других чувствовали приближение катастрофы. Гости выставки увидят полотна мифотворцев, воспевавших крестьянство как носителя национального идеала, и утопистов-беспредметников, провозглашавших творческое преображение мира. В экспозиции - лучшие представители начала прошлого века: работы М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, Б. Григорьева, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, К. Малевича, О. Розановой, Л. Поповой, И. Клюна, А. Родченко, В. Кандинского и других. Как говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, не нужно трактовать представленные работы с точки зрения какой-то концепции и принимать сторону одних или других: "чтобы воспринять эту выставку, нужно быть внепартийным".

    Поделиться